От Сокольников до парка на метро
Станция «Стромынка», входящая в состав Большой кольцевой линии метро, появится у главного входа в парк «Сокольники» – на Сокольнической площади, между улицей Русаковской и Сокольническим Валом. Причем сооружается она на глубине порядка 30 метров. Участок сложный – проходит под рекой Яузой и примыкает к нескольким действующим веткам подземки. Осмотрев строительство станции «Стромынка» на прошедшей неделе, мэр Москвы Сергей Собянин не только потребовал обеспечить качество работ и соблюдение сроков, но и пообещал по окончании возведения объектов метро воссоздать липовую аллею и благоустроить парк, в который будут выходить пассажиры со станции.
Сегодня на всем северо-восточном участке Большой кольцевой линии метрополитена стройка кипит. «Работы идут полным ходом. Этот объект очень сложный, он проходит под рекой Яузой и примыкает к четырем действующим веткам метро. Это требует тщательности, качества и безопасности работ», – заявил Сергей Собянин в ходе осмотра строительной площадки. По словам градоначальника, проходка тоннелей между станциями «Рубцовская» и «Стромынка» в настоящее время выполнена на 90%, а весь участок готов на 40%. Глава города потребовал соблюдать качество работ и все нормы безопасности, а также увеличить количество специалистов на объекте, чтобы обозначенные сроки запуска не срывались.
«Стромынка» станет пересадочной со станцией «Сокольники» красной ветки. Это разгрузит Арбатско-Покровскую, Сокольническую, Калужско-Рижскую линии метро. Она даст возможность москвичам более комфортно добираться до парка «Сокольники», а жителям района предоставит десятки новых маршрутов по всей территории Москвы, сократив время в пути в несколько раз. Ожидается, что станцией «Стромынка» будут пользоваться более 300 тыс. человек в сутки.
Дизайн новой станции выполнят в стиле хай-тек. Концепция оформления «Стромынки» была разработана в ходе открытого международного конкурса. В отделке будут преобладать характерные для этого направления стекло и металл, а также красный, белый и серый цвета. Стены и колонны облицуют мрамором, а на пол уложат гранит. Эскалаторные залы, ведущие на платформу и от платформы в вестибюль, получат стеклянные галереи. Потолки в кассовом зале и на платформе покроют перфорированным алюминием. Светодиодные светильники украсят не только потолок, но и расположенные над путями балконы. По замыслу архитекторов, светодиодные лампочки создадут иллюзию мерцающего звездного света. Наземные вестибюли сделают почти полностью стеклянными с перфорированными вставками.
«Стромынка» – вторая после «ЦСКА» станция БКЛ, которая будет выходить прямо в парк. На исторической площади, ведущей от улицы Русаковской к главному входу в парк «Сокольники», до начала строительства станции метро находилась липовая аллея. Градоначальник пообещал полностью восстановить ее после завершения всех работ. «Мы ее не только воссоздадим, но и посадим больше деревьев, чем было раньше. Кроме того, выполним благоустройство», – подчеркнул Сергей Собянин.
Напомним, всего на северо-восточном участке БКЛ будет шесть станций: «Шереметьевская», «Ржевская», «Стромынка», «Рубцовская», «Лефортово» и «Авиамоторная». Как сообщал ранее заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин, в целом работы на этом участке БКЛ будут завершены в 2021 году, хотя все станции будут сдаваться в разные годы. Так, станции «Лефортово» и «Авиамоторная» планируется открыть уже в этом году. Однако пока кольцо не замкнется, они станут работать как продолжение новой Некрасовской линии, которая также будет запущена в 2019 году. Станция «Электрозаводская» («Рубцовская») БКЛ может быть сдана раньше нормативного срока на год, то есть в 2020 году. «Полностью же строительство северо-восточного участка Большой кольцевой линии планируется закончить в 2021 году, когда будет запущен наиболее сложный последний участок со станциями «Стромынка», «Шереметьевская» и «Ржевская». Здесь необходимо особо заметить, что «Ржевская» и «Шереметьевская» будут станциями глубокого залегания, мы не смогли их спроектировать по-другому из-за особенностей грунтов», – пояснил глава стройкомплекса.
Щит прошел под городом
Тоннелепроходческий комплекс «Наталья» завершил проходку первого тоннеля между строящимися станциями БКЛ «Рубцовская» и «Стромынка». Работы начались в августе 2017 года, и с тех пор ТПМК построил перегон длиной 2,5 км.
По словам подрядчиков, главной сложностью стали гидрологические условия: большое количество обводненных грунтов и подземных рек. «Мы прошли под сетью городских коммуникаций, под железной дорогой Казанского направления, миновали реку Яузу. Щит двигался в плотной городской застройке, его путь также пролегал под станцией метро «Сокольники» – в шести метрах от нее. Несмотря на непосредственную близость важных объектов, никаких чрезвычайных ситуаций в ходе проходки тоннеля не произошло», – рассказал заместитель главного инженера тоннельного отряда № 6 «Метростроя» Константин Сысоев.
Машинист женского рода
Интересно, что назван тоннелепроходческий щит в честь реального человека – последней женщины-машиниста Наталии Корниенко. Раньше поезда московского метро женщины водили наравне с мужчинами, существовали даже женские бригады. Но в 1980-е годы вышел приказ о тяжелых работах, согласно которому женщине за рулем состава – не место. Позже было принято решение оставить работниц метро со стажем 10 лет. С тех пор среди машинистов Московского метрополитена осталась лишь одна женщина – Наталия Корниенко. Более 30 лет она водила составы по Сокольнической линии и уволилась лишь в 2014 году. Помимо «Натальи» участки БКЛ строят сегодня «София», «Анастасия» и другие тоннелепроходческие комплексы, названные женскими именами.