Парк на заводских развалинах

Парк на заводских развалинах

Парк на заводских развалинах
Парк на заводских развалинах //mos.ru//
На бывшей территории «ЗИЛа» появится ландшафтная зона

Такое разнообразие парков и скверов, как в нашей столице, вряд ли встретишь где-нибудь еще в мире. Но если к 2010 году садово-парковых территорий в Москве насчитывалось лишь 130, то за последние годы ситуация резко изменилась — в городе появилось порядка 400 новых зеленых пространств, среди которых и достижение ландшафтного дизайна — парк «Тюфелева роща». 

Новая зеленая зона города площадью 10 га расположилась возле жилого комплекса «ЗИЛАРТ». Проект открытого недавно парка разработало дизайнерское бюро Melk Джерри Ван Эйка — главы американской ассоциации ландшафтных архитекторов — совместно с российским архитектурным бюро «Меганом». 

Осмотрев парк, мэр Москвы Сергей Собянин заметил: «Очень важно, что кроме жилых домов, деловых и спортивных объектов в районе формируется общественная инфраструктура».

Здесь Карамзин прогуливался 

История парка началась задолго до революции XX столетия, на этих землях располагались царские охотничьи угодья, которые называли «Тюфелева роща». Позже тут появились дачные домики, в роще любили гулять жители районов Таганки и Замоскворечья. Здесь же прогуливался и автор «Истории государства Российского» Николай Карамзин. Любовь к этим местам нашла отражение в его сентиментальной повести «Бедная Лиза», из-за чего пруд, испокон веков называвшийся Лисьим, стал называться Лизиным. 

В народе шутили: «Здесь утопилася Эрастова невеста. Топитесь девушки — в пруду немало места». 

Затем рощу начали постепенно застраивать промышленными объектами. В 1916 году на ее территории возвели первые в городе автомобильные ремонтно-производственные мастерские, а позже — автомобильный завод им. И.А. Лихачёва. 

Москвич Константин Кухаркин из Симоновской слободы вспоминал в своих дневниках: «В Тюфелевой роще было три пруда: один чистый, в нем купались, второй — сильно заросший, третий — «постылый», так как рядом был завод, вырабатывающий хлор. Рощу я знаю с детства. Бегал туда купаться, за грибами, малиной и ловить карасей. Лес этот был какой-то особенный».

В 2016 году на территории бывшего завода снесли последний производственный цех, мимо которого прошло Московское центральное кольцо.

Эффект голубой лагуны 

Джерри Ван Эйк решил сохранить идею завода, которая трансформировалась в необычное парковое пространство. Главной достопримечательностью парка стала пергола, протянувшаяся по всей длине парка на 1,3 км. Сам дизайнер назвал ее caterpillar — гусеница. Она напоминает конвейерную цепь и отсылает к производственному прошлому территории. Пергола — это одновременно и объект паблик-арта, и прогулочная зона со смотровой площадкой на кровле, позволяющая посетителям укрыться от палящих лучей солнца. Внутри перголы в 12 павильонах расположится вся торгово-развлекательная инфраструктура парка. 

Еще одной изюминкой парка стал пруд площадью 3 тыс. кв. метров, который посетители назвали «голубой лагуной» за цвет его воды. Он расположен в бетонной чаше, поэтому нет контакта между грунтом и водой. Эффект «голубой лагуны» стал возможен благодаря уникальной многоступенчатой системе ее очистки: вода проходит через фильтры с песком, обеззараживается ультрафиолетовым излучением и озонируется. На берегу пруда разместили лежаки и зонтики. 

Почти половина площади парка — зеленые территории. На них высажено 3,5 тыс. хвойных и лиственных деревьев и кустарников, среди которых дуб, сосна, липа, лиственница, ольха, можжевельник, кизильник, спирея и роза. Разбито 97 цветников площадью около 11 тыс. кв. метров. 

По словам экологов, ассортимент растений выбирался с учетом рельефа территории, состояния почвы и уровня грунтовых вод. Они подобраны таким образом, чтобы парк выглядел привлекательно зимой и летом.

В «Тюфелевой роще», которая задумывалась прежде всего для удобства жителей соседних жилых кварталов, оборудованы спортивные площадки с качественным резиновым покрытием. На них можно поиграть в баскетбол, футбол или волейбол. По периметру парка расставлены тренажеры для упражнений, рассчитанных на все группы мышц. В зоне детской площадки малышам можно попрыгать на батутах, скатиться с горок или полазать по
мини-скалодрому. 

Территория парка пронизана сетью прогулочных дорожек с установленными вдоль них скамейками. В темное время суток «Тюфелева роща» подсвечивается. Длина архитектурной подсветки составляет почти 14 тыс. кв. метров. Пока парк «Тюфелева роща» — единственный законченный ландшафтный объект на территории «ЗИЛАРТ», где ведется масштабное строительство. 


Мнения местных жителей 

«Отличная территория — много интересного на небольшой площади и все такое современное. Зелени, правда, маловато, видимо, это потому, что деревья и кусты еще не разрослись», — говорит встреченная нами в парке студентка Ольга Черминская

Нравится парк и Светлане Киричёвой с маленьким сыном Олегом. «Замечательно, что здесь есть большая детская площадка. Сын бегает по ней, любит лазать на горки и прыгать на батутах, особенно после дождя, когда брызги летят в разные стороны», — улыбается молодая мама. 

Джерри Ван Эйк, основатель архитектурного бюро Melk, ландшафтный архитектор и промышленный дизайнер, автор проекта парка «Тюфелева роща»

— Идентичность парка сформирована в том числе историей места. «Тюфелева роща» расположена на территории бывшего автомобилестроительного завода, поэтому возникает раздвоенность между прошлым и будущим. Это интересный и вдохновляющий кейс, который показывает, как изменения в истории и экономике города формируют его эволюцию. 

Для того, чтобы во время прогулки возникала визуальная динамика, ландшафт парка меняется от одной части к другой. Мы называем это экологическим, или ландшафтным, градиентом. Мы спроектировали пространство таким образом, что, когда вы двигаетесь в направлении пруда, меняется не только густота и высота насаждений, но и палитра растительности. В каждой зоне создана своя микроэкология за счет разных видов растений. 

Когда разрабатывали проект, продумали все его составляющие, чтобы каждый посетитель мог пережить свой опыт встречи с парком. Благодаря этому возникает глубокая связь между человеком и душой этого места. Было бы обидно, если бы чувство истории, которое в сознании многих связано с бывшим заводом, с появлением нового пространства утратилось. Поэтому мы сознательно хотели сохранить уникальный дух культуры России той эпохи, создать его «эхо».

Для чего и задумали архитектурную доминанту парка — линию сборки, или конвейер, который также можно назвать перголой. Этот образ — прямая отсылка к заводской истории. Наш конвейер — совершенно уникальный элемент, который настолько органически связан с местом, что просто не мог бы появиться где-то еще. 

Юрий Григорян, архитектор, основатель бюро «Меганом»:

— В основу проекта легли две истории. 

Первая касается границ парка в рамках общего мастер-плана. «Тюфелева роща» — только первая часть ландшафтного каркаса, а весь проект предполагает создание парка с двух сторон от МЦК. Таким образом, ЗИЛ обретет зеленое сердце. Вторая история связана с взаимодействием природы и городского пространства. «Тюфелева роща» граничит с улицей, на которую выходят здания с общественными функциями. Возникает то, что в английском языке называется parkway — улица с видом на парк. Самое заметное из общественных зданий на ней — московский филиал Эрмитажа. Впервые в Москве организуется важная комбинация парка и музея.