«Недовольные - все в метро»: как борются с лишними машинами в мегаполисах - Московская перспектива

«Недовольные - все в метро»: как борются с лишними машинами в мегаполисах

«Недовольные - все в метро»: как борются с лишними машинами в мегаполисах
«Недовольные - все в метро»: как борются с лишними машинами в мегаполисах Фото: pixabay
В апреле британская компания Gocompare признала Москву самым страдающим от пробок мегаполисом Европы. В декабре столичные власти подняли цену парковки в самых загруженных местах почти в пять раз - до 380 рублей в час. МП сравнила с мировым столичный опыт и узнала, есть ли еще простор для ограничений.

В десятибалльном кольце

С 2013-го по 2017 годы трафик в Москве, по данным «Яндекса», стал немного лучше. Пробки уменьшились в течение всего дня, кроме 6—7 часов утра. В утренний час пик средняя скорость на московских улицах выросла на 14%, в вечерний — на 9%. Действительно, пока исторический рекорд, установленный 25 декабря 2014 года, побит не был. Тогда 10-балльные пробки продолжались в городе около 12 часов и стали спадать только ближе к часу ночи.

Впрочем, достигнутых результатов властям было мало. Пусть они и назвали метод подсчетов Gocompare «неверным», но реальность говорила сама за себя - большинство платных парковок в центре заняты днем на 100% и более. Резкий рост цены стал пусть и непопулярным, но, вероятно, наиболее действенной мерой. Неминуемо резкая негативная реакция на нее появилась у политиков и общественников.

В 2017 году Москва получила 5,3 млрд руб. в виде платы за уличную парковку — это на 21% больше, чем годом ранее (а всего за шесть лет — больше 18 миллиардов), напомнил муниципальный депутат Денис Шендерович. При этом на само создание парковочного пространства в бюджете 2018-2020 годов заложен еще 21 млрд руб. «Поэтому мой вывод - поднятие тарифов преследует 2 цели: снижение загруженности парковок и увеличение наполняемости бюджета, - резюмирует Шендерович. - Недовольные - все в метро, там хорошо».

По оценкам Deutsche Welle, стоимость парковки в Москве выше, чем в Париже, – с 15 декабря на некоторых центральных улицах она составит 5 евро в час (380 рублей). Ввод платной парковки в 2012 году, по мнению Дептранса, разгрузил город. Результаты были видны в 2016 году: на 12% увеличилась скорость движения, а машин в пределах Садового кольца стало меньше на 25%.

Ввести платный въезд в центр предлагали несколько раз. Последнее предложение прозвучало от одной из бизнес-ассоциаций 17 октября. За въезд внутрь Садового кольца предлагалось 200 руб., в пределы Бульварного – 300 руб. Свою инициативу бизнесмены объяснили многочисленными дорожными заторами, которые приводят к транспортным издержкам – они могут достигать до 40% от розничной стоимости товара.

bus-17158_1280.jpg

Выделенные полосы для общественного транспорта, появившиеся в Москве, ощутимо сократили путь до центра на магистральных маршрутах. Однако в некоторых местах это привело к сужению дороги, образованию «бутылочных горлышек» и, как следствие, пробкам для автомобилистов. Задумка властей становится понятна, если посмотреть на статистику – москвичи пересаживаются на общественный транспорт. Так, за первые три месяца прошлого года число пассажиров в общественном транспорте выросло на 7%. В автобусах и трамваях было совершено на 82 млн поездок больше, чем за тот же период 2016 года. Вероятно, если пробки продолжатся, стоит ждать появления новых платных парковок и выделенных полос.

Повышение стоимости парковок - существенный фактор, поддерживающий спрос на децентрализованные офисные здания, обращает внимание руководитель отдела исследований компании JLLОлеся Дзюба. «Арендаторы стали обращать большее внимание на близость рассматриваемого бизнес-центра к метро, чтобы сотрудникам было удобно добираться до работы, - говорит она. - Это расширяет выбор офисных пользователей и приводит к децентрализации спроса: интерес к площадям за пределами центра города (т.е. за пределами Садового Кольца, не включая Москва-Сити) увеличился на 34% за первые три квартала 2018 года по сравнению с соответствующим периодом 2017 года».

1235556.jpg

Идем на восток

В Сингапуре почти никогда не бывает пробок. Отсутствие заторов объясняется несколькими причинами. Во-первых, лицензия на автомобиль в городе-государстве стоит дорого – для регистрации машины надо заплатить взнос около $ 1000. При первичной регистрации автомобиля взимается пошлина – 140% от его рыночной стоимости. Получить сертификат на пользование машиной можно только на конкурсной основе – государство объявляет для этого тендер. Платный въезд в центр действует в Сингапуре с 1975 года. 

Одновременно с развитием общественного транспорта власти стимулировали «массовый въезд» – долгое время водители не платили за въезд в центральные районы, если в салоне сидело еще несколько человек. В городе действует система ERP – она позволяет дифференцировать плату за пользования дорогами: на улицу, где движение более плотное, въезд стоит дороже, чем на свободные магистрали. Каждые три месяца власти проводят анализ скорости. Цена проезда по улицам, где она часто понижается до 20 км/ч, вырастает.

Проезд в центр в 6 утра стоит дешевле, чем в 7. Также дешевле немного подождать, и выехать с работы (если офис в центральном районе) в 19 часов, а не 18.

6743952223_16cb436cb8_b.jpg

Мне приснился Лондон

Въезд в центр Лондона платный во все дни, кроме выходных. Водитель либо сам оплачивает маршрут, либо деньги с его счета списывает автоматическая система. Заезд любого автомобиля в центральные районы фиксируют видеокамеры.

Выгоднее привязать карту к транспортной системе, потому что с каждым днем неоплаченный счет растет. Если оплачивать путешествие в центр через месяц, придется заплатить сумму, более чем в два раза превышающую тариф. Час парковки на центральных улицах Лондона стоит 4,9 фунта. Как правило, за эти деньги можно стоять только четыре часа.

Paris_January_7,_2010.jpg

Как в Париже

Бывший мэр Парижа Бертран Деланоэ с 2002 года пытался осложнить жизнь автомобилистов, так как в центре города каждый день скапливались многокилометровые пробки. Он сократил число парковок в центре, открыл множество точек по прокату велосипедов, ввел ограничение на въезд на ряд центральных улиц.

Новый мэр города, Анн Идальго, пытался бороться с трафиком в центр более кардинальными мерами. В частности, он сделал пешеходными несколько улиц вдоль Сены.

Сейчас в Париже действуют два тарифа на уличную парковку машин. Центр делится на две тарифные зоны, в первой стоит 4 евро, во второй 2,40 евро. При этом нельзя оставить машину на одном месте на целый день – максимальная длительность парковки составляет два часа. Единственные дни, в которые не надо платить за стоянку в центре французской столицы – воскресенья и праздники. Бесплатно оставить машину в центре также можно на ночь с 20 часов вечера до 9 часов утра.

Последняя инициатива мэрии в борьбе с высоким автомобильным трафиком была принята в феврале 2017 года – с этого времени нарушителю правил парковки в центре грозит штраф до 50 евро, для нарушителей парковки в более отдаленных районах эта сумма составляет 35 евро.

26493794900_4b332b4882_k.jpg

Город свободы

По данным РЭУ Плеханова, который составлял рекомендации для московского Дептранса, двухчасовая стоимость парковки в Нью-Йорке почти в 20 раз выше, чем сейчас в Москве. Она составляет $37,8. В городе действуют выделенные полосы – самая загруженная из них пропускает один автобус каждые 5-6 секунд.

Однако эти меры не уменьшают пробки – они становятся с каждым годом все сильнее. По данным The New York Post, скорость движения в 2017 году на многих магистралях упала d среднем на 2-3 км/ч. Это связно с тем, что только 23% жителей Нью-Йорка используют метро в качестве основного транспорта, и при этом 32% используют автомобили. Рост числа частных автомобилей в городе опережает рост населения – в 2017 году количество машин на дорогах города увеличилось на 1,9 млн.


При участии Алексея Пастушина