Пересадка с иностранным акцентом
По мере развития пассажирских перевозок в разных странах мира с середины XIX века начали формироваться ТПУ. Основные задачи хабов — создание комфортных пересадочных зон в местах пересечения транспортных маршрутов, оптимизация пешеходных потоков, сокращение времени на пересадку и так далее.
«Московская перспектива» изучила мировой опыт.
Станция Синдзюку — главный транспортный узел, связывающий центральный Токио с его западными пригородами. Она открылась еще в конце XIX века как одна из остановок на линии Акабанэ — Синагава. В то время Синдзюку еще не стал большим районом, и станция была не сильно загружена.
Сейчас это хаб с самым большим пассажиропотоком в мире. Показатель превышает 3,5 млн человек в день, что зафиксировано в Книге рекордов Гиннесса. Существует более двухсот выходов со станции, в том числе через подземные торговые ряды. В транспортный комплекс интегрированы два крупных подземных торговых центра и шесть универмагов.
Хаб объединяет железнодорожный транспорт (городской, пригородный, междугородний и аэроэкспресс до аэропорта Нарита), метро, автобусные терминалы.
Европейским рекордсменом по количеству путей является Северный вокзал — один из семи вокзалов Парижа, построенный в 1864 году. Объект появился на месте другого здания вокзала, которое ранее было разобрано по камням и перенесено в Лилль.
Фасад Gare du Nord выполнен в форме Триумфальной арки. Строение каменное, а крыша поддерживается чугунными конструкциями. Станция многократно расширялась в связи с увеличением объема перевозок.
О географии следования поездов с парижского Северного вокзала рассказывают скульптуры на фасаде, которые символизируют разные города. Gare du Nord обеспечивает пересадки на метро и сеть городских и пригородных электричек. В 2002 году вокзал обслужил 180 млн пассажиров. Это рекордный показатель пассажирооборота в Европе.
Центральный вокзал в Амстердаме был возведен в 1889 году, с того времени неоднократно перестраивался. Последняя реконструкция прошла два года назад. Архитектурный образ станции в стиле неоренессанс напоминает средневековый собор. Комплекс представляет собой сложнейшее технологическое сооружение, расположенное между двумя каналами. Элементы современной транспортной инфраструктуры органично вписаны в ансамбль исторического здания вокзала.
С одной стороны вокзала расположен порт, с другой — железная дорога. Изначально хаб связывал водный и железнодорожный транспорт. Сейчас комплекс объединяет маршруты международного и междугородного железнодорожного сообщения, аэроэкспресс, метро, наземный городской, легкорельсовый и водный общественный транспорт, такси.
Это сооружение, возведенное в 2016 году в Нью-Йорке, стало самым дорогим в мире. Бюджет проекта — около 4 млрд долларов. ТПУ представляет собой сложный многоуровневый подземный комплекс, который объединяет несколько линий метро и подземной железной дороги. На уровне хаба соединяются строящиеся башни на площадке Всемирного торгового центра, а также располагаются многочисленные магазины.
Растянувшийся между небоскребов 100-метровый павильон из стальных криволинейных ребер задумывался как «бело-
снежный голубь, выпущенный на волю». Первоначальные проектные изображения действительно демонстрировали легкость полета. Однако последующие архитектурные правки превратили голубя в подобие неуклюжего динозавра.
Этот нью-йорский хаб является одним из центральных элементов транспортной системы всего штата. Рост во второй половине XX века городских и внешних перевозок стал причиной транспортного коллапса на улицах города. Было принято решение создать единый автобусный терминал.
Терминал расположен рядом с площадью Таймс-сквер, Радио-сити-мьюзик-холлом, Музеем мадам Тюссо, Линкольн-центром. Проектировщикам пришлось решать сложную задачу по включению пересадочного узла в сверхплотную городскую застройку и разграничению автобусного движения независимо от городского трафика.
Сейчас хаб является узловым комплексом, в котором сходятся маршруты метрополитена, междугородних автобусов, наземного городского транспорта и такси.
В технологическом плане эта станция, расположенная в Пекине, уникальное здание. Площадь крыши по размеру сопоставима с двадцатью футбольными полями. Часть кровли площадью 30 тыс. кв. метров застеклена, на крыше смонтированы солнечные эле-
менты для получения энергии. Объект состоит из пяти уровней, три из которых — минусовые. Подземные этажи соединяются с линией метро, пассажиры которого могут с комфортом пересаживаться на другие виды транспорта, не выходя на улицу и попутно пользуясь всевозможными расположенными в здании комплекса сервисами. В терминале работают рестораны, магазины, отделения банков и т.д. Хаб связывает метро, городской наземный транспорт, высокоскоростную железную дорогу до Тяньцзина и Шанхая, международное и местное железнодорожное сообщение.
Станция построена в лондонском районе Баттерси в 1840 году. С ее появлением район стал динамично развиваться — население с 6 тыс. человек в 1840 году к 1910-му выросло почти в 30 раз. При этом в народе его стали неофициально именовать по названию станции — Клепхэм. С 1980-х Клепхэм приобрел популярность. Появилось много кафе, пабов и винных ресторанов.
Станция находится на пересечении маршрутов, связывающих наиболее оживленные части Лондона от станций Ватерлоо и Виктория. Создание пересадочного узла, в котором пересеклись железная дорога, метро и автобусные маршруты, сделало удобным путь от спального Клепхэма до деловых кластеров города.
Эта станция является мировым рекордсменом по показателю плотности трафика.
Многофункциональный комплекс в районе Камппи (Хельсинки) совмещает транспортный терминал и крупнейший торговый центр в Финляндии площадью 37 тыс. кв. метров. Также 12,5 тыс. кв. метров занимают офисы, 6 тыс. кв. метров — жилые апартаменты. Общая площадь комплекса — 135 тыс. кв. метров. Полностью комплекс был введен в эксплуатацию в 2006 году.
Недалеко от него находятся такие финские достопримечательности, как Музыкальная академия Сибелиуса, Дом музыки, здание парламента Хельсинки, Национальный музей и Дворец конгрессов.
Хаб обслуживает маршруты метро, наземного городского транспорта, такси и междугородних автобусов (станция для которых расположена на подземном этаже).
Этот ТПУ был построен в 2006 году в центре Берлина. На трех подземных уровнях размещены паркинг, кассы и зона отдыха. На базе вокзала возведено около 175 тыс. кв. метров недвижимости (включая 50 тыс. кв. метров офисов и 15 тыс. кв. метров ритейла).
Неподалеку от Berlin Hauptbahnhof расположены Рейхстаг, Бранденбургские ворота, Унтер-ден-Линден, Центральный зоопарк и Потсдамская площадь.
Хаб представляет собой многоуровневый транспортно-торгово-офисный комплекс. Он принимает междугородние и международные поезда, городские и региональные автобусы, аэроэкспресс, легкорельсовый транспорт, с которых удобно пересаживаться на метро.