Первый участок Троицкой ветки метро открыт

«Я хочу поздравить москвичей, тех москвичей, которые будут пользоваться этой новой линией метро. Это, безусловно, — мы с вами хорошо это понимаем, — меняет качество жизни людей, это очень важно. Москва делает просто выдающиеся успехи в сфере метростроения», — сказал Владимир Путин.
Сергей Собянин отметил, что за последние годы сеть столичного метро выросла в 1,8 раза. В городе построили 119 станций метрополитена и Московского центрального кольца (МЦК), несколько линий Московских центральных диаметров (МЦД). «Город развивается, поэтому реализация крупных проектов продолжается. «Один из таких проектов — это строительство Троицкой линии метро, 43 километра, 17 станций, она идет от ЗИЛа, от срединной части Москвы, от МЦК, БКЛ пересекает и уходит в наукоград Троицк», — сказал глава города.
Первый участок Троицкой линии улучшил транспортное обслуживание около миллиона москвичей. Из них более 800 тысяч человек, проживающих в московских районах Обручевский, Коньково, Теплый Стан, Проспект Вернадского, Ломоносовский и Коммунарка (поселок Мосрентген), получили метро в пешей доступности. В зоне притяжения новых станций находятся Российский университет дружбы народов (РУДН), Научный центр акушерства, гинекологии и перинатологии имени В.И. Кулакова, другие крупные вузы, научные и медицинские учреждения, а также один из крупнейших торговых моллов Москвы «Мега Теплый Стан». Более 200 тысяч студентов и сотрудников этих организаций получили новые, более удобные маршруты до мест учебы и работы.
16-я линия метро
Троицкая ветка пройдет от станции МЦК ЗИЛ в Даниловском районе до города Троицка. Это один из самых крупных городов новой Москвы. Троицкая линия длиной более 43 километров с 17 станциями станет одним из самых протяженных радиусов московского метро и самым большим за МКАД. Станции «ЗИЛ» и «Крымская» будут пересадочными на одноименные станции МЦК. На «Новаторской» можно пересесть на Большую кольцевую линию метро, с «Академической» — на Калужско-Рижскую линию. На станции «Новомосковская» организуют пересадочный узел с Сокольнической линией. В перспективе на станции «ЗИЛ» будет пересадка на Бирюлевскую линию метро.
Рядом со станциями Троицкой линии метро живут более 1,5 миллиона человек. При этом благодаря строительству новой недвижимости число жителей будет расти. Кроме того, появление метро стимулирует создание десятков тысяч новых рабочих мест. С полным запуском Троицкая линия снизит нагрузку на южные участки Сокольнической и Калужско-Рижской линий, а также на Бутовскую линию метрополитена и позволит сократить интенсивность движения автотранспорта по прилегающей улично-дорожной сети, что, в свою очередь, улучшит экологическую ситуацию. В частности, Сокольническая и Калужско-Рижская линии метро разгрузятся до 20 процентов, а Бутовская линия — до 15 процентов.
Сейчас идет строительство первой очереди — участков Троицкой линии от станции «ЗИЛ» до станции «Коммунарка» общей протяженностью 26,6 километра с 11 станциями: «ЗИЛ», «Крымская», «Академическая», «Вавиловская», «Новаторская», «Университет дружбы народов», «Генерала Тюленева», «Тютчевская», «Корниловская», «Коммунарка», «Новомосковская».
Участок «Новаторская» — «Тютчевская» длиной 8,3 километра, с четырьмя станциями открылся 7 сентября. Строительство участка «Тютчевская» — «Новомосковская» планируется завершить в 2024 году, «Новаторская» — «ЗИЛ» — в 2025 году. По второй очереди — от станция «Новомосковская» до Троицка — ведется разработка проектной документации. Максимальная интенсивность движения после полного запуска линии может составить до 36 пар поездов в час с интервалами до одной минуты 40 секунд. Первое время обслуживать поезда новой линии будет электродепо «Замоскворецкое», а затем — «Столбово». На 2028–2029 годы запланировано завершение строительства электродепо «Троицкое».
Новые станции
«Новаторская»
Расположена вдоль Ленинского проспекта у пересечения с улицами Удальцова и Новаторов на границе районов Обручевский и Проспект Вернадского. Есть пересадка на одноименную станцию БКЛ. Эта станция мелкого заложения, колонная, трехпролетная, с одной островной платформой и двумя вестибюлями (один из них совмещенный со станцией БКЛ). Она имеет выходы на обе стороны Ленинского проспекта, к улицам Новаторов и Удальцова, жилой и общественной застройке, остановкам наземного транспорта.
В зоне обслуживания «Новаторской» находятся районы Обручевский, Ломоносовский и Проспект Вернадского. 250 тысяч жителей получили еще одну станцию метро в пешей доступности. «Новаторская» вошла в состав одноименного транспортного хаба, который объединяет Троицкую и Большую кольцевую линии метро, а также наземный городской транспорт.
Дизайн станции выполнен в современной эстетике. Тематика архитектурного оформления посвящена московским окнам — их символизируют светодиодные светильники в углублениях в виде перспективного кессона оранжевого цвета. В верхней части путевые стены поддерживают оригинальный рисунок потолка. Как и сам потолок, они отделаны алюминиевыми сотовыми панелями разного формата, анодированными под шлифованную нержавеющую сталь.
«Университет дружбы народов»
Расположена вдоль улицы Академика Опарина на пересечении с улицей Миклухо-Маклая. Это станция мелкого заложения с одним подземным вестибюлем, из него можно выйти на обе стороны улицы Академика Опарина, к улице Миклухо-Маклая, жилой и общественной застройке, остановкам наземного транспорта.
Помимо одноименного вуза, Российского университета дружбы народов, вблизи станции находятся Российский государственный геологоразведочный университет, Институт биоорганической химии РАН, Московский университет МВД России, Научный центр акушерства, гинекологии и перинатологии имени В.И. Кулакова и другие. Поблизости от станции работают или учатся свыше 25 тысяч человек. Открытие станции улучшило транспортное обслуживание горожан, проживающих в районах Обручевский и Коньково. Теперь они могут добираться до метро без использования наземного транспорта и экономить более 30 минут в день. Благодаря открытию станции «Университет дружбы народов» до 20 процентов снизится нагрузка на станции метро «Беляево» Калужско-Рижской линии и «Юго-Западная» Сокольнической линии.
Станция «Университет дружбы народов» выполнена в мягкой цветовой гамме. Потолок украшают кессоны, собранные из металлических профилей и выкрашенные изнутри в салатовые и голубые цвета. Такой же рисунок повторяется на путевых стенах и в кассовом зале. Встроенные светильники создают неравномерную игру света, за счет чего облик станции приобретает динамичность. Два ряда колонн на платформе облицованы серым мрамором, а пол — светло-серым гранитом. Над эскалаторным спуском и в пешеходном переходе разместили тематические мозаики из стекла, выполненные в фирменной цветовой гамме РУДН. Первая из них посвящена студентам, вторая представляет собой композицию на тему дружбы народов. Автор мозаичного панно — художник Максим Козлов, лауреат архитектурной премии Москвы 2023 года за работу над мозаиками на станции «Нагатинский Затон».
«Генерала Тюленева»
Расположена вдоль одноименной улицы на пересечении с улицей Теплый Стан. Это станция мелкого заложения с одним подземным вестибюлем, из которого можно выйти к улицам Теплый Стан и Генерала Тюленева, жилой и общественной застройке, остановкам наземного транспорта. Открытие станции улучшило транспортное обслуживание жителей района Теплый Стан, которые теперь могут экономить в дороге около 30 минут в день. Ожидается, что в 2024 году новой станцией будут пользоваться более 16 тысяч пассажиров в рабочий день, а к 2029-му ежедневный пассажиропоток превысит 25 тысяч человек.
Станция выполнена в современной эстетике с применением динамических косых линий и асимметричной композиции. Традиционно на уровне окон вагонов разместили панели информации с названием станции и схемой линии. Ниже стены закрыты навесной системой шумоглушения, представляющей собой сборную конструкцию из алюминиевых сотовых панелей высотой 1,2 метра. Цоколь выложен черным габбро-диабазом. Подвесной потолок и путевые стены облицованы треугольными алюминиевыми панелями разного размера, анодированными под титан. Треугольные модули объединены в полосы и привязаны к шагу колонн, повторяясь через пролет. На потолке установили подвесные линейные светильники. Два ряда колонн круглого сечения облицованы радиусными элементами из габбро. Пол отделан серым гранитом и габбро-диабазом, уложенными по диагонали. Косые линии пола перекликаются с рисунком потолка.
Над эскалатором разместили панно из перфорированного алюминиевого листа с изображением генерала Ивана Владимировича Тюленева, полного георгиевского кавалера и Героя Советского Союза, имя которого носит новая станция.
«Тютчевская»
Расположена в поселке Мосрентген в ТиНАО — вдоль 42-го километра МКАД с внешней стороны. Это колонная, трехпролетная станция мелкого заложения с островной платформой, она имеет один наземный вестибюль. Открытие станции улучшило транспортную доступность района Коммунарка и района Теплый Стан. Более 100 тысяч человек впервые получили станцию метро в пешей доступности. Кроме того, проще стало добираться до одного из крупнейших торговых кварталов Москвы, в который входят торговый комплекс «Славянский мир», ТРЦ «Мега», «Ашан» и «ОБИ», расположенные по другую сторону Калужского шоссе. Благодаря станции «Тютчевская» путь до пересадки на Большую кольцевую линию стал в три раза быстрее. Пассажиры могут доехать до «Новаторской» и перейти на одноименную станцию БКЛ за 10 минут вместо прежних 30.
Для создания яркого индивидуального образа станционного комплекса была выбрана современная эстетика экспрессионизма с использованием динамичных форм, наклонных линий и плоскостей, контрастным противопоставлением поверхностей из стекла и металла поверхностям из природного камня. Одним из главных украшений станции стали разбросанные по платформе строки из стихотворений Федора Тютчева. В прямоугольном объеме платформенного участка основную тему задают поверхности колонн и путевых стен. Колонны из монолитного железобетона отделаны панелями из прозрачного триплекса, слегка тонированного в серо-дымчатый цвет. За прозрачной облицовкой разместили стальные трубы, внутри которых проложили силовые кабели.
Пол украшают косые линии из черного габбро.
Стены также пересекают наклонные линии, отделяющие светлые шлифованные плоскости алюминиевых сотовых панелей с размещенными на них стихотворениями от темного фона панелей, анодированных под цинк. На уровне окон вагонов разместили информационные панели с названием станции. Потолок на станции подвесной, его выполнили из алюминиевых сотовых панелей и декоративных реечных ламелей. Между панелями установили линейные светильники. Вестибюль станции облицован плитами из светло-серого доломита. Вход и выход накрыли козырьком, который защитит пассажиров от осадков.
Фото и инфографика – mos.ru