Планета с собственной Орбитой

Планета с собственной Орбитой

Планета с собственной Орбитой
Планета с собственной Орбитой
В этом году архитектурный мир отметит 70-летие Захи Хадид

Первая женщина-архитектор, получившая Притцкеровскую премию в области архитектуры, Заха Хадид вошла в историю градостроительства как человек, отказавшийся от стереотипов и предложивший свое собственное видение прекрасного. Дома, дизайн, предметы интерьера, спроектированные ею, отличают невероятная экспрессия и стильность одновременно. «Доминион Тауэр» на улице Шарикоподшипниковской в Москве и футуристического вида особняк бизнесмена Доронина на Рублево-Успенском шоссе – два сооружения, которые появились в Москве по проекту мастера в 2015 и 2012 годах.

Удивительна и судьба этой женщины, которая, как и многие ее соотечественницы, могла бы развиваться в русле традиционного восточного понимания обществом «места женщины». Заха Хадид родилась в Ираке. Ее отец был крупным промышленником прозападной ориентации и основателем Национальной Демократической партии Ирака. По ее собственному признанию, она никогда не носила паранджу и имела возможность учиться, ездить по миру и мечтать о любимом деле. Сначала она занималась рисованием, но уже в юношестве поняла, что будет архитектором. «Не могу сказать, что я принадлежу к какой-то культурной общности. Я покинула Ирак, когда мне было 15 лет, и после этого не жила на Востоке. Не сказала бы, что мое поведение укладывается в рамки мусульманской культуры. Что касается дискриминации по половому признаку, то мне кажется, что трудностей становилось гораздо больше по мере того, как мои работы приобретали убедительность», – говорила архитектор.

Талант с Востока

Образование Захи Хадид проходило в соответствии с выбором родителей, настроенных прозападным образом. Сначала это была французская монастырская школа в Багдаде. В 1968 году она отправилась в Ливан, чтобы получить математическое образование в Американском университете в Бейруте. Затем продолжила обучение в Лондоне, в Архитектурной Ассоциации, в классе голландского мастера Рема Колхаса, отличающегося приверженностью к самым необычным формам, экстравагантному стилю и довольно ярким высказываниям. Заху Хадид он считал чрезвычайно талантливой и оригинальной, называл «планетой с собственной орбитой». Интерес к деконструктивизму появился у Хадид под влиянием именно этого мастера. В тот период она увлеклась русским авангардом, особенно творчеством Казимира Малевича. Позже отмечался ее интерес к другому мастеру: в последние годы своей жизни Заха Хадид вошла в Международный попечительский комитет по созданию в Москве музея – Дома К. Мельникова.

Как правило, люди, сумевшие сильно опередить время, находят понимание в творчестве не сразу. К моменту получения престижной Притцкеровской премии в 2004 году – аналога Нобелевской – Хадид долгое время оставалась «бумажным» архитектором. То есть ее проекты нравились, но реализовывались редко. И каждый раз это были формы, навеянные мотивами русского авангарда. Полностью завершенными оказались пять работ. Первая – очень необычное здание пожарной части компании Vitra в Вайле-на Рейне.

Лишь после вручения премии на нее посыпался шквал заказов и новых наград. И это несмотря на то, что ее архитектура считается дорогой и сложной. Заху Хадид упрекали именно за это: экспрессивность форм, выраженная как в деконструктивистских, так и в параметрических объектах, требовала огромных бюджетов. А западный мир стал переходить к другому – от архитектора стали требовать простоты и утилитарности. Оригинальные идеи ценятся и по сей день, но воплощение их хотят видеть не в грандиозных и дорогих объектах, а чаще всего в бюджетных постройках, предназначенных для социальных нужд.  

Заха Хадид проектировала частные виллы, оперные театры, футбольные стадионы, деловые центры, учебные заведения и многое другое. Каждый ее объект вызывал и вызывает необыкновенные эмоции. «Я пытаюсь передать эмоции, которые испытывает человек, оказавшийся в дикой природе, в незнакомом, неисследованном месте. Постижение природы не имеет ничего общего с линейной системой координат. Мне интересно создать пространство, где у вас есть выбор системы координат. Многих людей не устраивает такой подход, потому что, вообще, люди не любят ставить под сомнение свои представления о правильном и неправильном», ‒ говорила она, когда ее спрашивали об идеях ее проектов.

Увлечение параметрическими формами породило объекты футуристического типа. Таков ее деловой центр в Баку, Музей MAXXI на окраине Рима и Центральное здание завода BMW в Лейпциге.

«Пришельцы» в местном окружении

В России Заха Хадид была неоднократно. Причем главную свою премию в 2004 году она получила в Санкт-Петербурге, в Эрмитажном театре. Два реализованных здания есть и в Москве, и в Подмосковье. Первое – деловой центр в районе Дубровка, где сейчас разместился Фонд ЖКХ. История здания складывалась сложно. Его строили 10 лет. Некоторые эксперты считают, что формы его устарели, пока архитектурный процесс семимильными шагами двигался вперед, осваивая технологии, появившиеся на рубеже двух последних веков. Проект упрощали, пытаясь сделать не слишком сложным в исполнении. Однако «Доминион Тауэр», здание на улице Шарикоподшипниковской, и сейчас выглядит «пришельцем» в окружении пятиэтажек, заборов, шлагбаумов столичного ничем непримечательного района. Здание вызывает самые разные ассоциации – стопки наспех сложенной бумаги, игрушки play-station… Каждый может фантазировать на свой лад.

Еще более сложные эмоции можно испытать, попав внутрь. Примерно так же описывают впечатления люди, побывавшие в Центре Гейдара Алиева в Баку. Белые стены, плавно переходящие в потолок, потолок, перетекающий в пол… Находясь на поверхности пола, хочется продолжать движение дальше, не ощущая, что горизонталь переходит в вертикаль стены. Кстати, Центр Гейдара Алиева считают одним из самых смелых инженерных проектов современности. Он стал новым символом Баку и всего Азербайджана. Это комплексное сооружение, оно включает аудиториум, музей, концерт-холл, выставочные залы и административные офисы.

Еще более экстравагантным многие считают подмосковный особняк бизнесмена Доронина – футуристического вида сооружение, которое возвели на Рублевке в 2012 году. К сожалению, нереализованным остался проект жилого комплекса «Живописная Тауэр» на Живописной улице в Москве, планы которого вынашивала компания Capital Group.

Заха Хадид умерла внезапно. Обратившись в клинику с бронхитом, она перенесла сердечный приступ, после которого уже не оправилась. Созданным ею бюро ZAHA HADID ARCHITECTS руководит Патрик Шумахер, его соучредитель. Бюро реализовывает 36 проектов, начатых при жизни Захи Хадид.

Эта выдающаяся женщина посвятила себя профессии. У нее не было семьи. И этот выбор она объясняла так: «Женщине очень тяжело стать архитектором, потому что профессия оказывает на человека сильное давление и отнимает чудовищное количество времени, которое женщине хочется потратить на семью и детей. Посмотрите на меня: я все время работаю, и у меня нет ни семьи, ни детей. Но у меня другая цель. Вся моя жизнь была непрестанной борьбой за то, чтобы воплотить свои идеи в бетоне».

Теги: #