Площадки для разгрузки железнодорожных составов покидают центр Москвы
Огромные грузовые дворы, существовавшие в среднем поясе столицы, долгое время мешали реализовать проект МЦК, который сейчас успешно и эффективно функционирует в столице. Необходимость в нем назрела давно, обсуждения вели даже не годами, а десятилетиями, но складские площадки ОАО «РЖД» оставались камнем преткновения. Очередная кампания по решению этого вопроса отступала в связи с теми сложностями, которые в полный рост вставали перед железнодорожниками и властями города. Причина очевидна – и в советские годы, и сейчас Москва выполняет роль гигантского транспортно-грузового хаба страны.
Тем не менее площадки среднего пояса оцениваются как существенный и очень дорогой резерв для развития мегаполиса, в том числе и для возможности запуска транспортных магистралей. Поэтому работа по освобождению началась. Грузовую деятельность, которую вели рядом с историческими вокзалами Москвы, было решено постепенно переориентировать на другие участки. Для этого утвердили генеральную схему развития и план-график по закрытию грузовых дворов, расположенных в границах Малого кольца Московской железной дороги. Мероприятия были нацелены на поэтапный ввод в эксплуатацию новых терминально-логистических центров грузового каркаса Москвы.
Достижения в этом процессе очевидны: сегодня закрыты грузовые дворы «Москва-Товарная», «Москва-Бутырская», «Москва-Товарная-Рязанская», «Москва-II Митьково», «Москва-Товарная-Смоленская», «Подмосковная», «Москва-Товарная-Киевская» и «Москва-Товарная-Курская». Одним из первых в качестве примера переустройства территории, ранее занятой инфраструктурными сооружениями РЖД, может служить план развития Рижского грузового двора, расположенного в районе Марьина Роща на северо-востоке столицы вблизи Рижского вокзала. Для разработки проекта планировки ОАО «РЖД» обращалось к практике международных конкурсов. Итогом такого конкурса стала концепция развития делового района, доминантой которого должна стать штаб-квартира РЖД.
Что же касается складских объектов, то они, как это принято в мировой практике, будут отодвинуты от центральных частей мегаполиса. Как объясняют в РЖД, наиболее эффективным вариантом размещения грузовых центров и организации работы терминально-складской сети в Центральном транспортном узле считается размещение в черте города трех крупных интермодальных хабов и ряда хабов в Московской области. Такой подход поддержали региональные власти столицы и области.
«Наиболее перспективными точками для создания и развития сети городских грузовых терминалов на территории Московской области являются уже существующие грузовые дворы ОАО «РЖД», расположенные на станциях Воскресенск, Домодедово, Люберцы-II, Ногинск, Новоиерусалимская, Раменское, Наугольный, Ступино, Щёлково, которые могут работать по технологии сателлитов ТЛЦ опорной сети», – пояснили в пресс-службе ОАО «РЖД».