Подробно рассказываем о прошедшей XXVIII Международной выставке "АРХ Москва"

Подробно рассказываем о прошедшей XXVIII Международной выставке "АРХ Москва"

Подробно рассказываем о прошедшей XXVIII Международной выставке "АРХ Москва"
Подробно рассказываем о прошедшей XXVIII Международной выставке "АРХ Москва"
Крупнейший в столице и России архитектурный форум проводится с 1996 года и является популярной площадкой для обсуждения градостроительных процессов во всем их многообразии и сложности. В последние годы власти столицы выступают в роли соорганизатора мероприятия. И от этого АРХ Москва, уже утвердившаяся в самостоятельности и авторитетности, приобрела новые черты – респектабельность, статусность и размах. Собственно, то, чем отличается и сам город.

ВИЗУАЛЬНЫЕ ЭФФЕКТЫ
Центральный стенд выставки – Москомархитектуры – в этом году был связан с социальной сферой. О том, что такая тема может быть подана в интерактивном формате, остроумно и оригинально, свидетельствовали детские рисунки и лабиринты из картона. «Важно не только само наличие социальных объектов, но и качество этих пространств.

В индустриальном обществе для каждой услуги существовал четкий алгоритм ее получения: в одних местах жили, в других работали, в третьих получали образование, в четвертых — лечение. Функции и пространства почти не смешивались. Сегодня же практически любой социальный объект проектируется как универсальный общественный центр», – прокомментировал идею стенда главный архитектор города Сергей Кузнецов.

В рамках выставки прошел официальный старт фестиваля «Открытый город» для молодых специалистов. Все перечисленное вполне согласуется с манифестом выставки – «Перспективы», в который отлично вписывается и социальная повестка: именно новые поколения оценят то, что строят для них сегодня. А это поликлиники, детские сады, школы, объекты спорта, культуры.
Визуальные эффекты – это то, чем каждый раз посетителей удивляют и организаторы, и участники экспозиции. В этом году в центре Гостиного Двора были установлены 18 колонн, каждая из которых с помощью фото большого формата представляла один из крупных объектов столичной стройки – дороги, мосты, крупные капитальные сооружения. Фотограф Ольга Алексеенко совершила большое путешествие по всем площадкам, и из 500 снимков были выбраны 126 – наиболее яркие и информативные, отражающие динамику столичных процессов обновления городской среды. В числе представленных сюжетов – станционный комплекс «Потапово», ЖК «Ильинка, 3/8», Юго-Восточная хорда с развязкой на улице Бехтерева, квартал «Искренность» в ЖК «Символ», реконструкция делового комплекса «СберСити», ЖК «Лаврушинский» компании Sminex-Интеко и многие другие.
Удовлетворили интерес публики, связанный с перспективами, и архитекторы бюро «Цимайло, Ляшенко и партнеры». Секрет черного куба, проанонсированного бюро накануне открытия АРХ Москвы, скрывал макет будущей соборной мечети в Казани. Ее концепцию бюро разработало по заказу властей Татарстана к 1100-летию принятия ислама народами России. Особенности концепции были отражены в павильоне: емкость с водой символизировала акваторию Волги, в центре был установлен куб, внутри которого светилась полусфера мечети. Прообразом для выбранной формы стала мусульманская святыня Кааба. Проект по-новому раскрыл деятельность бюро, известного целым рядом авангардных объектов. Александр Цимайло и Николай Ляшенко признались, что до этого никогда не занимались культовыми сооружениями.

Несколько стендов от компаний Sminex-Интеко и «Галс-Девелопмент» продемонстрировали грядущие изменения, связанные с центральным ядром города. Это касается и Замоскворечья, где Sminex-Интеко возводит объект элитного сегмента Дом «Лаврушинский», и внедрения новых высоток в ансамбль ММДЦ «Москва-Сити»: вскоре 400-метровая башня «Галса» станет частью делового центра столицы.

Целый ряд арт-объектов раскрывали новые возможности стройматериалов – бетона, металла, дерева, стекла, керамики. Огромная ладья в Гостином Дворе стала частью экспозиции, посвященной плюсам натурального камня. К самой ладье камень не имеет отношения, а вот название компании, занимающейся доставкой этого материала, отсылает к Венеции. Производитель строительной керамики компания KCM выстроила свой стенд в виде мини-амфитеатра, разложив на каждом его уровне модели выпущенных ею кирпичей.

ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА, РАЗВИТИЕ
По словам Василия Бычкова, руководителя компании «ЭКСПО-Парк», организатора мероприятия в Гостином Дворе, каждый год число посетителей выставки увеличивается. В этом году она собрала около 40 тыс. гостей. В рамках деловой программы прошли 165 секций. Одна из презентаций в тематическом разделе «Умное» на сессии «Промзона «Южный порт» как крупнейший проект редевелопмента Москвы» была связана с созданием новой организации – Ассоциации девелоперов Южного порта. Пять компаний объединились, чтобы вести работы согласованно, выступая в едином диалоге с городскими властями. Выступавшие на секции представители Управления стратегических проектов Комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы подчеркнули, что огромные перспективы развития Южного порта связаны с двумя обстоятельствами. Первое – создание широкой транспортной сети. Это МЦД, МЦК, метро, включая перспективную станцию «Южный порт», запуск водного электротранспорта. Второе – вывод из этой части города устаревших промышленных сооружений. Южный порт потенциально может стать третьим центром столицы после исторического ядра и ММДЦ «Москва-Сити», считают эксперты. Причем третий центр будет более гармоничным, чем Сити, соединяя в себе общественно-деловую и жилую застройку, места приложения труда, объекты разной категории «звездности» и высотности.

Концерн «КРОСТ» познакомил посетителей с концепцией вертикально-горизонтального города, которая лежит в основе целого ряда проектов компании. Руководитель и владелец компании Алексей Добашин объяснил, что сейчас вектор градостроительства сместился в пользу гуманизации среды, ориентации на человека. Строя вертикальные жилые доминанты, «КРОСТ» создает еще и «полезные» горизонтали, размещая в них торговые галереи, рестораны, спортивные сооружения, школы танцев и пр. В новом проекте Union Park «КРОСТ» расширит эти возможности за счет образовательных и культурных центров.
Тематические обсуждения затронули самый широкий спектр вопросов – строительства водных сооружений, специфики работы с объектами премиального сегмента, национальной идентичности столичной архитектуры, образования и обучения.
Генеральный директор «Галс-Девелопмент» Виктор Адамов на одной из дискуссий призвал коллег больше вовлекать в процесс сотрудничества молодых архитекторов и проектировщиков. С тезисом «Перспективы», поставленным во главу угла прошедшего форума, это совпало на 100 процентов.

ИЗ МОСКВЫ В РЕГИОНЫ И ОБРАТНО
Глава Союза архитекторов РФ и Москвы Николай Шумаков на торжественной церемонии открытия выставки заметил: в столице с архитектурой все нормально, надо работать с архитектурой российских городов. Этой теме был посвящен диалог в рамках традиционного «Завтрака архитектора». Сегодня в разных уголках страны работает множество столичных бюро, проектирующих объекты самых разных функций. В рамках выставки, например, прошла сессия, на которой профессиональным опытом поделились авторы спортивных объектов в Казани и Екатеринбурге. Заместитель генерального директора столичного бюро ABD Architects Катерина Левянт рассказала о работе бюро над проектами марин на Байкале. Главный архитектор Москвы
Сергей Кузнецов сослался на участие в проектировании объектов в Минске, Казани и Новосибирске, выступив соавтором аэропорта Толмачево.

Существуют ли какие-то особенности, отличающие работу в Москве и регионах? Опыт многих бюро показал, что практика может складываться по-разному. В одних бюро отмечают настороженность местных чиновников в отношении приглашенных столичных специалистов, в других, наоборот, сравнивают это с тем, как еще недавно восторженно воспринимали гостей из-за рубежа. По наблюдению Сергея Кузнецова, распространенной ошибкой регионов можно считать стремление сделать «такое же, как в столице». В то время как региональные возможности позволяют достичь больших масштабов. Он привел в пример портовый район испанского Бильбао, ставший популярным после возведения авангардного музея Гуггенхайма, объекта гигантских площадей. 

В столице ничего подобного просто не могло бы появиться.

Движение в регионы совершают и архитекторы, и девелоперы. Так, например, вице-президент Группы «Эталон» Дмитрий Володин сообщил, что за последние полтора года Группа вышла с проектами в пять новых городов. Он отметил, что там уже никто не гонится за квадратными метрами, потребителю важны комфорт и качество, на раскрученный федеральный бренд он реагирует при условии соответствующего его ожиданиям предложения. Сам же застройщик из столицы будет вынужден решить множество проблем, в том числе и кадровые, формируя команду по новому адресу. Есть и обратное движение. Например, девелопер «Брусника» пришел в столицу с Урала. Руководство компании считает, что привнести новое в столичное строительство удается за счет акцента на природных эффектах – зелени, воде, видах из окон.

Руководитель Института Генплана Татьяна Гук рассказала о работе коллектива над мастер-планами ряда городов России, что открыло им широкие перспективы. По ее словам, наличие сплоченной команды в лице местной администрации, четкое понимание инвестиционных перспектив проекта в сочетании со столичным опытом и «быстрыми» документами развития приносят хорошие результаты. В качестве примера она привела Астрахань, где скоординированные действия и понимание задач обеспечили планы по реализации проектов города дополнительным федеральным финансированием.

Главный архитектор Казани Ильсияр Тухватуллина отметила, что деятельность столичных архитекторов в регионе обречена на успех, если они отнесутся к задаче с максимальной самоотдачей. Она высоко оценила проект соборной мечети бюро «Цимайло, Ляшенко и партнеры». Для любого сотрудничества важен человеческий фактор, а партнерство со столичным бюро было легким и интересным, отметила она. Для столицы Татарстана следующим крупным объектом, который будет связан с привлечением внешних специалистов, станет проект республиканской филармонии.

Теги: #