Поэта барышня смутила

Поэта барышня смутила

Поэта барышня смутила
Поэта барышня смутила
Опекушин не планировал переезд Пушкина

6 июня отмечалось 220-летие со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина. Величественный памятник поэту был торжественно установлен в конце московского Тверского бульвара в 1880 году. А на нынешнее, всем известное место бронзового Пушкина переместили в 1950 году. Причем на передвижку памятника повлияли вовсе не юбилейная дата и не другой мотив, связанные с жизнью поэта, а расчеты строителей. Вернее сказать – благоустроителей центра города. О том, какие это были обстоятельства и как происходила, говоря языком строителей, «надвижка», расскажем в этом материале.

Снял шляпу перед монастырем

В правой стороне бульвара, с глубокой старины до разрушения в 1933 году, находился православный храм Димитрия Солунского.

После завершения строительства на месте снесенной церкви высокого дома памятник Пушкину оказался в новом соседстве. Причем вскоре на беседке, ставшей угловым навершием крыши новостройки, появилась белоснежная статуя женщины. Эта дама имела рост, почти равный двум этажам того же дома. Под самым небом молодка в короткой юбке, изображая то ли балерину, то ли колхозницу, держала серп и молот в крепкой руке.

А вот на противоположной стороне улицы, на самой высокой точке московского Тверского холма, до активного проявления натиска беспредельного коммунистического атеизма находился величественный Страстной монастырь.

В центр композиции

Еще в начале 1946 года органы городского хозяйства имели планы на переустройство Пушкинской площади. Тогда газетчики сообщили москвичам: «На площади должен быть разбит сквер, который следует решить богато и своеобразно, пользуясь наличием значительного уклона территории. Памятник Пушкину следует перенести на новое место площади, чтобы он стал центром композиции всей площади». Правда, реконструкция на всей площади началась еще до Великой Отечественной войны, сразу после разрушения Страстного монастыря.

Московские власти считали, что вновь выстроенный дом № 17 по Тверской (тогда улице Горького) заслонял скромный бронзовый памятник. К тому же следующий угловой дом с левой стороны улицы предполагалось возвести также многоэтажным. Тогда среди этих гигантов фигура поэта стала бы казаться зажатой, невыразительной.

Именно эти обстоятельства, а вовсе не юбилейная дата или другой мотив, связанный с жизнью поэта, повлияли на участь памятника, чтобы стоять ему в другом месте. Между тем на месте монастыря уже стали появляться архитектурные элементы, оформлявшие вход на сквер, подпорные стенки, также вазы и фонтаны из полированного гранита. Было решено «поставить Пушкина» на ось нового сквера, окончательно обустроенного летом 1950 года.

Передвижка статуи и ее постамента состоялась в ночь на 14 августа того же года.

«Сталинец-65» заменили катками

Перед подъемом статуи, для предосторожности, ее оградили металлическим каркасом, приваренным к опорной раме. Постамент был обшит тесом со всех сторон, а вверху и внизу стянут деревянными рамами. Под уступы постамента, стоявшего на гранитном основании, подвели две двутавровые балки
№ 55. Балки были связаны между собой в виде жесткой рамы и опирались на четыре гидравлических домкрата «Перпетуум» грузоподъемностью
200 тонн.

После подъема домкратами скульп-туры на высоту 82 см в образовавшееся между наружными балками отверстие были заведены еще две балки № 55. Под все четыре балки подвели ходовые тележки. Эти тележки и скаты были изготовлены Спецуправлением Треста по передвижке и разборке зданий.

Процесс движения начался в восемь часов вечера и проходил в три этапа. В дело была пущена сложная система двух ручных трехтонных лебедок с несколькими блоками.

По проекту предполагалось, что силовое движение через улицу будут осуществлять два трактора «Сталинец-65». Однако во избежание порчи шипами тракторов асфальтового покрытия улицы использовали тяжеловесные катки, применявшиеся для асфальтирования дорог.

Конечно, московская милиция предварительно перекрыла автомобильное и другое движение по дорогам у перекрестка. Предполагалось, что техническая скорость передвижения объекта составит в среднем один метр в минуту. Полная передвижка потребовала бы не более двух часов. Но постоянному движению вперед препятствовала густая сеть разных проводов в воздухе. Поэтому все движение вместе с сопутствовавшими работами продолжалось шесть часов – до двух часов ночи.

Провода устранялись довольно быстро. Перед проходом памятника их резали, а после передвижения сразу же вновь соединяли. По окончании всех работ на дорогах у Пушкинской площади за очень короткое время линии проводов и их растяжек были полностью восстановлены в первоначальном положении.

Помогали добровольцы

Согласно рабочей терминологии, после «надвижки» памятника на новый фундамент его путем «расклинки» между поворотным кругом и балками опорной рамы поставили на поворотную конструкцию, специально здесь смонтированную. Затем ходовые тележки удалили, а катковые пути разобрали.

Оставалось лишь довести дело до конца: повернуть памятник лицевой стороной к улице Горького и к той белоснежной женщине на крыше. Между прочим, острые на язык москвичи объясняли предпринятый переезд по-своему: «На старом месте Пушкину пришлось наклонить голову и в смущении опустить глаза, чтобы не видеть пространства под развевающейся на ветру каменной юбкой девицы. А здесь ему не так стыдно будет стоять».

Поворотная конструкция представляла собой большой шарикоподшипник, состоявший из нижнего кольца диаметром 2,3 метра, заполненного 145 стальными шарами (каждый диаметром 50 мм), а также из надетой на это кольцо поворотной рамы из двутавровых балок № 20.

Планировалось развернуть памятник при помощи двух лебедок в два приема. Однако установка и перемещение самих лебедок потребовали бы много времени. И было решено развернуть памятник на месте вручную. Благо, что вокруг всего действа собралась толпа любопытных москвичей. Они-то и вызвались добровольно подсобить монтажникам своими мускулами.

Завершение работы

Многие путеводители по советской Москве писали, что памятник был развернут на 180 градусов вокруг прежней своей оси. Если же быть точными в цифрах, то в этих книгах следовало бы указать: «...на 156 градусов и 14 минут, против часовой стрелки». Только таким образом памятник ориентировался на ось нового сквера. В этом положении он был закреплен и освобожден от каркаса и обшивки.

После перерыва, уже в светлое время следующего дня, монтажники подвели домкраты под наружные балки. Скульптуру подняли на 15 см выше проектной отметки для удобства проведения работ на бетонном основании.

Когда бетон затвердел, статуя Пушкина была опущена на готовое основание. Домкраты потом демонтировали и убрали опорную раму. Все в облегчении вздохнули. Дело завершилось без неприятностей и неожиданностей. Так, как ожидалось.

Авторами проекта передвижки были инженеры З.М. Перльштейн и С.Я. Школьников. Тогда старательно и отлично поработали: бригадир Н.Т. Гусаков, рабочие С.А. Космынин, И.С. Баштан, Н.М. Ситнов, В.И. Шандыков. Работами руководили: И.С. Шавкунов, К.М. Константинов, М.Л. Клингер. 

Свидетельницу убрали

Но какой оказалась cудьба поднебесной дамы, молчаливо наблюдавшей за всем происходившим, не выпуская орудия производства из правой руки?

Для истории же изображение девицы сохранилось на редких снимках. Также ее безымянную фигуру работы скульптора Г.И. Мотовилова можно лицезреть во фрагменте кинокартины «Весна», где стройные колонны спортсменок бодро маршируют от Большого театра по улицам города.

Теги: #