Поезда пойдут по кругу… по второму - Московская перспектива

Поезда пойдут по кругу… по второму

Поезда пойдут по кругу… по второму
Поезда пойдут по кругу… по второму
Главным проектом метростроения на ближайшие три года является завершение строительства Большой кольцевой линии (БКЛ), которая станет самой протяженной кольцевой линией в мире (70 км, 31 станция), свяжет периферийные районы Москвы и разгрузит станции в центре. Шаговую доступность к новым станциям БКЛ получат 3 миллиона москвичей, проживающих в 34 районах. После открытия движения по всему кольцу у пассажиров появятся новые маршруты передвижения по столице, а время в поездках сократится вдвое. С БКЛ можно будет сделать пересадки на 20 станций 11 радиальных линий метро, три остановочные платформы МЦК и 13 – МЦД
По первому участку Большой кольцевой линии – от «Делового центра» до «Савёловской» с шестью станциями («Деловой центр», «Шелепиха», «Хорошёвская», «ЦСКА», «Петровский парк» и «Савёловская») – движение поездов началось еще в 2018 году. За два года маршрут доказал свою востребованность среди пассажиров, совершивших по нему уже десятки миллионов поездок. В марте этого года заработала и станция «Лефортово» на северо-восточном участке БКЛ. В состав южного сектора данного участка позже войдут еще две открывшиеся станции – «Авиамоторная» и «Нижегородская», которые временно работают в составе Некрасовской ветки, а также «Электрозаводская», ввести в эксплуатацию которую намерены до конца этого года.

В 2021 году завершится строительство нового 9-километрового западного участка БКЛ с четырьмя станциями, на двух из которых – «Терехово» и «Кунцевской» – в настоящее время осуществляется устройство монолитных конструкций, а две – «Карамышевская» и «Мнёвники» – находятся уже на завершающей стадии строительства: приближаются к финалу архитектурно-отделочные работы, благоустраивается территория вокруг станций. Один из вестибюлей «Карамышевской» соединят с будущей станцией новой радиальной ветки – Рублево-Архангельской. В целом же западный участок БКЛ готов на 60%.

Активные работы развернуты сейчас на всех участках БКЛ. Уже в 2021-м должны полностью завершить проходку тоннелей. Что касается следующих станций, намеченных к открытию, то в планах на будущий год их значится девять: помимо «Терехово» и «Кунцевской», которые заработают в составе западного участка, еще четыре – «Аминьевская», «Мичуринский проспект», «Проспект Вернадского» и «Давыдково» – будут готовы на юго-западном и три – «Зюзино», «Калужская» и «Улица Новаторов» – на южном участках. На данный момент полностью пройдены тоннели от «Проспекта Вернадского» до «Калужской» и от «Зюзино» до «Каховской». На станции «Улица Новаторов», где будет пересадка на Коммунарскую ветку метро, в настоящее время на 75% выполнено сооружение основных монолитных конструкций, идет подготовка к отделочным работам, а в ближайшее время начнется монтаж эскалаторов в вестибюле № 1. Строится и восточный участок БКЛ – от «Каховской» до «Нижегородской»: проходка тоннелей на этом отрезке кольца выполнена более чем на 60%.

Наиболее сложные с точки зрения строительства работы специалисты осуществляют на северо-восточном участке от «Савёловской» до «Электрозаводской». Связано это со сложными гидрогеологическими условиями. Строителям приходится сооружать станции как мелкого («Сокольники»), так и глубокого («Рижская», «Марьина Роща») заложения. К тому же работы ведутся в условиях плотной городской застройки и в сложных грунтах. Завершить строительство участка планируют в 2022 году.

Несмотря на все трудности реализации такого масштабного проекта, как БКЛ, Стройкомплекс Москвы ставит цель ускорить работы. Чтобы сократить сроки, применяются интересные решения. Так, станцию «Нижегородская» решили возвести по технологии top-down: подземную часть строили сверху вниз от уровня земной поверхности с возможностью параллельно возводить сооружения на поверхности. Такой способ позволил сократить не только сроки работ, но и финансовые расходы, а также сузить площадь территории, что особенно важно в условиях плотной городской застройки в этом районе. А некоторые участки БКЛ строятся с использованием 10-метровых тоннелепроходческих щитов. Вместо однопутных тоннелей, типичных для столичной подземки, с помощью таких щитов-гигантов прокладываются двухпутные. Проходку одного из таких тоннелей протяженностью  1 км 310 метров завершили в прошлом месяце на перегоне от «Текстильщиков» до «Печатников». Поскольку в одном тоннеле располагаются сразу два пути для поездов, строительство идет быстрее и обходится дешевле.

Еще на стадии проектирования БКЛ была заложена техническая возможность присоединять к ней по необходимости и новые радиусы метро. Так, от станции «Улица Новаторов» строится Коммунарская ветка в новую Москву, от станции «Карамышевская» (она же – «Улица Народного Ополчения») будет построена Рублево-Архангельская линия, от «Кленового бульвара» радиальную линию протянут в Бирюлево (в перспективе она дойдет до Щербинки).

Большое значение при проектировании станций Большого кольца придается и их оформлению. Московское метро, считающееся одним из самых красивых в мире, должно держать марку. Поэтому новые станции БКЛ (как, впрочем, построенные и строящиеся на радиальных ветках) отличаются индивидуальным дизайном, имеют собственное лицо, свой стиль. К разработке проектов архитектурного облика станций столичный Стройкомплекс привлекает лучшие архитектурные и дизайнерские бюро России и других стран. Например, яркой деталью интерьера станции «Улица Новаторов» станет необычный «пламенеющий» потолок, «изюминкой» «Карамышевской» будет 3D-потолок, а на «Сокольниках» появится «техногенный лес» как символичная привязка к расположенному рядом знаменитому московскому парку. Оригинальные архитектурные и дизайнерские решения, воплощенные на новых станциях, не остаются незамеченными пассажирами, привлекают внимание фотографов. А некоторые проекты даже отмечены наградами и призами на международном уровне. Так, проект станции БКЛ «Савёловская», отличительной особенностью которой являются чугунные тюбинги, создающие контраст с остальной отделкой, завоевал серебряную медаль на международном архитектурном фестивале «Зодчество-2020» в номинации «Промышленная архитектура и инфраструктурные объекты». ®