Половина расходов россиян в офлайне приходится на супермаркеты и общепит
Тинькофф Бизнес в рамках аналитического проекта Tinkoff Data подвел итоги работы розничного офлайн-бизнеса в 2023 году. Эксперты проанализировали, как изменились число покупок, средние чеки и обороты офлайн-бизнеса в рознице, а также как формат присутствия розничной компании в офлайне и в онлайне влияет на динамику продаж и обороты бизнеса.
Расчеты производились на основе обезличенных данных по транзакциям почти 40 млн клиентов-физлиц и по оборотам бизнес-клиентов Тинькофф, работающих в сфере розничных продаж и обслуживания в торговых точках. Исследование опирается на данные о розничном бизнесе в 36 категориях, в том числе аналитики детально изучили динамику продаж в заведениях общественного питания, супермаркетах, магазинах одежды, мебели и товаров для дома, а также бытовой техники.
Основные выводы:
В 2023 году россияне сделали на 8% больше покупок во всех сегментах розничного офлайн-бизнеса, чем годом ранее. Обороты всей офлайн-розницы выросли на 3% по сравнению с 2022 годом.
79% от общего количества покупок в точках продаж в 2023 году пришлось на супермаркеты и заведения общественного питания. В сравнении с 2022 годом россияне на 9% чаще покупали в продуктовых магазинах и на 10% — в кафе и ресторанах. Обороты супермаркетов по итогам 2023 года выросли на 4%, тогда как общепита — на 9%.
Несмотря на рост всей офлайн-розницы, количество покупок в магазинах бытовой техники, мебели и одежды в 2023 году в сравнении с годом ранее уменьшилось на 7%, 12% и 2% соответственно. При этом, средние чеки в этих сегментах остались практически без изменений. Обороты в офлайн-магазинах бытовой техники, мебели и одежды также уменьшились по итогам 2023 года на 5%, 15% и 4% соответственно.
Медианный оборот розничного офлайн-бизнеса за 2022-2023 гг. оказался в 2,4 раза выше, чем у онлайна. При сравнении сопоставимых бизнесов средние обороты у предпринимателей, которые торгуют и в онлайне, и в офлайне в 6,6 раз выше, чем у онлайн-ритейлеров и в 2,7 раза больше, чем у бизнеса, который развивает только офлайн-торговлю.
В 2023 году покупательский спрос в офлайн-рознице заметно вырос. Количество покупок увеличилось на 8% по сравнению с 2022 годом. Для сравнения, в 2022 году рост составил всего 2% по сравнению с предыдущим годом.
Обороты розничных торговых точек в 2023 году выросли на 3% к 2022 году. В 2022 году относительно 2021 года падение оборотов составляло 9%.
«По итогам 2023 года мы видим, что торговля в офлайне продолжает расти и развиваться. Розничный офлайн-бизнес ищет новые возможности и быстро адаптируется к изменениям рынка и поведению покупателей. Особенно ярким оказался тренд на омниканальность и диверсификацию рисков, связанных с сезонностью и изменениями паттерна поведения потребителей, — с помощью совмещения онлайн- и офлайн-форматов работы бизнеса.
Еще одним трендом 2023 года стало подключение нескольких способов приема платежей. Это позволило продавцам подстроиться под разные сценарии поведения покупателей, и в розничных точках, и на онлайн-площадках, и обеспечило стабильность продаж».