Продать будущее: помогает ли виртуальная реальность рынку жилья - Московская перспектива

Продать будущее: помогает ли виртуальная реальность рынку жилья

Продать будущее: помогает ли виртуальная реальность рынку жилья
Продать будущее: помогает ли виртуальная реальность рынку жилья В коллаже использовано фото: pixabay
Можно ли продать недвижимость при помощи созданного на компьютере мира, МП узнала у разработчиков контента и самих застройщиков

Девелопер продает то, что еще не существует. Как показать клиенту жилье в недостроенном доме? В буклете, на экране компьютера или телевизора, а еще погрузив покупателя в мир виртуальной реальности, где он может прожить некоторое время, увидеть свою будущую квартиру собственными глазами. Для этого есть несколько инструментов, которые используются на разных этапах, выполняют различные задачи, и обходятся застройщику в суммы, отличающиеся в несколько раз.

360 градусов

Виртуальные туры 360º. В поисках квартиры покупатель попадает на сайт застройщика, где вместо статичных фотографий и планов ему предлагают походить онлайн по дому и окрестностям. В меню можно выбрать: парк рядом с домом, само здание снаружи, подъезд, квартиру, и дальше гулять, как по панораме Яндекс-карт: поворачиваться, приближать детали, но главное - получить общее представление от первого лица, как будет выглядеть будущее жилище и его окружение. Основной недостаток таких туров: «дерганые» перемещения, ограниченный обзор, пользователь попадает только в определенные точки пространства. Стоимость разработки минимального проекта: 12-18 тысяч рублей.

ar282717.jpg

AR

Дополненная реальность (AR - augmented reality). Клиент наводит смартфон на рекламный проспект, и на экране вырастает целый жилой комплекс. Можно увеличивать фрагменты, выбирать интересующую информацию: метраж, количество машиномест, стоимость квадратного метра - параметров может быть сколько угодно, а обойдется такой проект застройщику примерно в полмиллиона-миллион рублей. Инструмент AR удобно использовать при продаже недостроенных загородных домов: в чистом поле или в сосновом лесу на экране появляются стены, цветники и пятиметровые заборы с затейливыми башенками. А еще покупатель на экране таким образом просматривает и выбирает меблировку в своем будущем жилье: меняет обои, переставляет свой любимый диван, подбирает в каталоге понравившуюся люстру… За прорисовку одной квартиры разработчики возьмут те же 12-18 тысяч рублей.

vr362626.jpg

VR

Виртуальная реальность (VR - virtual reality). Клиент в офисе продаж надевает очки или шлем виртуальной реальности и попадает в дом, квартиру, которые существуют только в виде планов. Вариантов исполнения много, смотря сколько на эту технологию готов потратить застройщик. «Идеальный вариант»: в офисе пустая комната 3×3 метра, никаких проводов, множество датчиков. Можно, чтобы по виртуальным квадратным метрам путешествовали сразу двое, например, семейная пара: тогда они будут встречаться с аватарами друг-друга. Или один гуляет по квартире, поднимает голову - понимает, насколько высокие потолки, выходит на балкон посмотреть на окрестности, а муж видит то же на экране телевизора. Более простой вариант: для VR не обязательно выделять отдельную комнату: можно усадить покупателя на стул и пусть себе бродит по квартире, нажимая на кнопки джойстика.

После такого виртуального путешествия в салоне продаж менеджер выдает покупателю cardboard (это самые простые очки виртуальной реальности стоимостью 200-300 рублей, сложенные из картона с пластиковыми линзами, в которые вставляется смартфон) с символикой компании, чтобы клиент, и его родственники рассматривали разные квартиры уже сколько хотят, правда в не таком высоком разрешении и не с таким глубоким погружением, как в более «настоящих» очках Samsung Gear, Oculus Rift или HTC Vive.

Для погружения покупателя в виртуальную реальность потребуются: игровой компьютер (100-130 тысяч рублей), очки виртуальной реальности (15-40 тысяч рублей), джойстик - 7-12 тысяч или перчатки за 25 тысяч рублей, опционально датчики перемещения стоимостью до нескольких десятков тысяч рублей. Цена разработки проекта VR: одна квартира: 20-50 тысяч рублей, жилой комплекс с придомовой территорией обойдутся в несколько сотен тысяч, в зависимости от площади и проработанности проекта. К VR-путешествию разработчик обычно бесплатно делает и виртуальный тур 360º для просмотра на сайте.

virtual-reality-1802469_1280.jpg

Главное - не заиграться

Технологии развиваются быстро, два года назад в очках VR клиентов укачивало, потому что вестибулярный аппарат человека и картинка перед глазами не получалось синхронизировать, сейчас такой проблемы нет, если использовать современное оборудование и качественный, хорошо проработанный контент. Алексей Лухтан, руководитель департамента маркетинга и продаж ЖК «Румянцево-парк» рассказывает: «Для виртуального 3D-тура не обязательно надевать VR-очки, достаточно обычного компьютера или любого гаджета с выходом в интернет. Некоторые клиенты, которые приезжают к нам в офис продаж, отказывается надевать VR-очки, поскольку уже «погуляли» по виртуальному 3D-туру комплекса на сайте проекта, другие же наоборот, с большой охотой погружаются в виртуальную реальность, надевая шлем».

Технологии в недвижимость приходят из игровой индустрии, например, сотрудники компании Unrealestate раньше разрабатывали игры, а сейчас на игровом «движке» (такой же в игре Fortnite) - VR-путешествия по недвижимости. Фирме два года, разработкой занимаются пять человек, делают 2-3 проекта в месяц. «Отрасль еще молодая, застройщики не понимают, как с ней работать, как встраивать в продажи. В основном виртуальные шоурумы используют не как инструмент, а в качестве рекламного трюка, этакого развлечения клиента, - рассказывает сооснователь компании Unrealestate Дмитрий Кашуба. - Наша основная задача – показать клиенту предложение быстро и емко, если будет играть - заиграется и забудет, что пришел покупать квартиру. Был такой случай: пришел человек покупать «двушку» в ипотеку, надел шлем, походил по разным квартирам, в результате выбрал и купил трехкомнатную».

Руководитель консалтинговой компании «ТОП Идея» Олег Ступеньков рассказывает, что 70-80% людей – интроверты, к тому же им не нравится, что очки виртуальной реальности кто-то надевал до них, поэтому клиенты отказываются ими пользоваться: «Виртуальная реальность искажает представление о квартире, дает недостаточно информации. Мы очки пробовали, они уже три месяца валяются без дела. Практика продаж показывает, что лучше сделать квартиру в реальном исполнении в офисе: так клиент прочувствует уют, может понюхать и потрогать то, что будет покупать».

«Клиент может на планшете расставить мебель по своему вкусу, выбрать элементы отделки, объясняет представитель группы компаний «Основа» Игорь Ладычук. - AR – это качественный инструмент, дополняющий привычные 2d-презентации: печатные и компьютерные».

42643215614_84095dec4c_o.jpg

Что дальше

Оборудование VR будет дешеветь, картинка станет ближе к реальности, будут задействованы другие органы чувств. Генеральный директор VR-платформы Planoplan Олег Кельник считает, что, когда покупатель привыкнет к VR, такой способ просмотра квартир станет банальным: «В ближайшие пару лет технологии будут появляться на выставках, в торговых центрах, постепенно входить в обиход, года через четыре оборудование виртуальной реальности появится у каждой пятой семьи, уровень изображения сравняется с современными телевизорами».

Не так давно на рынке появилась новая технология, созданная компанией Biganto Visual. Разработчики заверяют, что она не имеет аналогов ни в России, ни за рубежом. В частности, она позволяет плавно и свободно перемещаться по виртуальному пространству, визуализированному в высоком качестве в браузере обычного компьютера. 

«Туры Biganto Visual являются кроссплатформенными и помимо интернет-браузера работают на любых мобильных устройствах – смартфонах и планшетах, а также в очках виртуальной реальности HTC Vive и Oculus Rift, - говорит руководитель отдела развития компании Biganto Visual Андрей Ушаков. - Причем создание отдельной VR-версии не требуется – каждый тур по умолчанию работает на всех гаджетах».

1 процент

В развитых странах виртуальная реальность используется для продаж квартир на расстоянии тысяч километров. Клиенты из Китая и Арабских Эмиратов покупают  квартиры в Британии, Швейцарии или Новой Зеландии. Креативный директор диджитал-агентства Yode Group Кирилл Самоходкин, рассказывает, что они разрабатывают проекты для зарубежных клиентов: «если иностранцы начнут массово покупать недвижимость в России, тогда больше наших застройщиков станут задумываться, как визуализировать проекты, а местный покупатель сейчас не требовательный, основные критерии: локация жилья, скидки, условия ипотеки, покупателю часто достаточно показать план квартиры, вид дома».

Его слова подтверждает и недавнее исследование ассоциации VRARA: 82,7% среди всех покупателей квартир вспомнили, что застройщик показывал им 2D-планировки будущего жилья, 21,2% - что демонстрировал 3D-планировки, 10,6% - панорамные туры, и только одному проценту предложили посмотреть квартиру в виртуальной реальности.