Путешествие сквозь время - Московская перспектива
Путешествие сквозь время

Путешествие сквозь время

Путешествие сквозь время
Путешествие сквозь время
Первые поезда в столичной подземке поехали 15 мая 1935 года. Ток к рельсам был подан в 05.48, а через четыре минуты из депо «Северное» вышел первый состав. Кстати, первые вагоны метропоездов были песочно-рубинового цвета, а в кабине находились два машиниста. Поезд-пионер прошел от станции «Сокольники» до «Парка культуры». Протяженность первой линии, состоявшей из 13 станций, была чуть больше 11 километров. Накануне важной даты «МП» вспоминает интересные и важные даты в истории московского метро.

Примечательно, что 1 марта 2023 года движение по финальному участку БКЛ тоже пустили от «Сокольников», но уже с новой станции, расположенной на Большой кольцевой. Отдавая дань уважения первым метростроевцам, оформление новой станции «Сокольники» посвятили подвигу старших коллег. Выбирая жанр агитплакатов и газетного принта, работавшая над новой станцией команда «пропела» гимн столичным метростроителям. В арифметике самой новой и современной кольцевой линии есть перекличка с длиной первой ветки: там тоже фигурирует цифра в 11 километров – это протяженность двухпутных тоннелей.
Идея строительства московского метро зародилась задолго до революции – еще в 1875 году. И до 1930-го было представлено как минимум пять проектов метрополитена. Однако у энтузиастов подземки было два сильных противника. Первый – Церковь, так как представители духовенства были категорически против спуска горожан «в преисподнюю». Второй еще серьезнее – влиятельное трамвайное лобби. Монополисты, владевшие основным на тот момент общественным транспортом, вполне обоснованно опасались конкурента и как могли препятствовали началу строительства.

После революции и переноса столицы в Москву население города кратно увеличилось. Существовавшая тогда транспортная система уже не справлялась с пассажиропотоком. Шестого января 1931 года в Москве случился настоящий коллапс: на день встал весь транспорт – от извозчиков до трамваев и пока еще немногочисленных автобусов марки «Лейланд», доставленных из Англии. Это ЧП показало, как остро город с почти 4-миллионным населением нуждается в метро. Уже 15 июня на пленуме ЦК ВКП(б) было принято решение о строительстве в столице метрополитена, а 10 декабря 1931 года во двор дома 13 на улице Русаковской пришли семеро рабочих и вонзили лопаты и ломы в мерзлую землю. Через месяц работа кипела уже на всех участках первой линии от «Сокольников» до «Дворца Советов» (сегодня «Кропоткинская»).

Пробный технический запуск состоялся в феврале 1935 года – тогда под землю в качестве пассажиров спустились 2500 делегатов ХII съезда Советов и делегаты съезда колхозников-ударников. На первых порах москвичи восприняли метро с опаской, с пассажиропотоком справлялись составы из четырех вагонов, а потом очень быстро пришло понимание, что метро – это быстро и удобно. С осени на трассу стали выходить 6-вагонные составы. Скудный пассажиропоток первых месяцев объясняется тем, что сначала к метро относились как к музею, первые поездки были с целью посмотреть. Рабочие и бывшие крестьяне, наводнившие в те годы столицу, робели от роскоши и помпезности подземных дворцов.

Среди архитекторов до сих пор ходит байка, что изначально стены метро планировали облицевать обычной плиткой, но действующие заводы не справились бы с таким объемом в нужные сроки. А вот привезти мрамор с карьеров оказалось проще. Благодаря этому станции московской подземки оформлены столь роскошно. С первых дней войны Московский метрополитен работал в двух режимах: транспортного предприятия и убежища. Во время первого авианалета на город ночью 22 июля 1941-го в метро укрылись полмиллиона москвичей. Потом в подземке поставили тысячи деревянных настилов и нар: с 22.00 до 8.00 метро стало ежедневно работать как бомбоубежище.

В 1941 году в подземке суммарно пережидали бомбежки 13,9 млн горожан. Во время воздушной тревоги в метро родилось более 200 детей. Под землей были оборудованы медпункты, туалеты, буфеты и даже библиотеки. Несмотря на военное положение, продолжалось строительство новых станций. В 1943 году запустили участок от «Театральной» до «Автозаводской». В том же году открыли «Павелецкую» и «Новокузнецкую», а в начале 1944-го пустили движение от «Курской» до «Партизанской». После Победы счетчик метростроевцев работал как часы – новые станции открывали практически ежегодно, часто движение запускали целыми участками. После периода застоя на стыке девяностых и нулевых в начале десятых годов наступил новый период расцвета. 

С 2011 года в Москве ввели 83 станции метро, построили и реконструировали 12 электродепо. Главным проектом в XXI веке стало строительство БКЛ. Ее длина составляет 70 км, здесь расположена 31 станция. При строительстве было установлено множество рекордов, например, национальный – проложено 11 568 метров двухпутных тоннелей. И конечно, мировой – судья Гиннесса зафиксировал самое большое число тоннелепроходческих комплексов, работающих одновременно на одном проекте – программе развития Московского метрополитена, при этом большая часть щитов прокладывала тоннели Большого кольца.