Пять зданий Москвы, которые могли бы считаться хай-теком

Пять зданий Москвы, которые могли бы считаться хай-теком

Пять зданий Москвы, которые могли бы считаться хай-теком
Пять зданий Москвы, которые могли бы считаться хай-теком Комплекс башен «Федерация». Фото: wikipedia/commons

Архитектурный стиль хай-тек предполагает широкое применение трех материалов: стекла, металла и пластика. Кроме того, он требует, чтобы в доме использовались высокие технологии. Этим критериям (в разной степени) соответствуют несколько строений в столице, в том числе «Москва-Сити». МП изучила их проекты и выяснила, можно ли причислить к архитектуре хай-тек хотя бы одно здание мегаполиса.

MusicHouse2.jpg

«Московский международный дом музыки»

2002 год. Авторы: Ю. Гнедовский, В. Красильников, Д. Солопов, М. Гаврилова, С. Гнедовский при участии группы турецких архитекторов.

Здание на Космодамианской набережной было построено с большим применением стекла. «Дом» получил премию «Хрустальный Дедал», один критериев которой – авангардность постройки. В 2002 году на церемонии открытия здания президент Владимир Путин назвал его «прекрасным хрустальным кубком».

«Дом музыки» имеет интересную инженерную особенность – его купол венчает 9,5-метровый скрипичный ключ массой 6 тонн (автор – Зураб Церетели). При этом в скрипичный ключ встроен механизм, который позволяет вращаться ему по принципу флюгера.

Впрочем, высокая инженерия используются больше внутри постройки. В частности, это орган, изготовленный немецким консорциумом (Klais и Glatter-Gotz). Инструмент состоит из шести тысяч металлических и деревянных труб. Длина самой большой трубы 12 метров, самой маленькой — 10 мм.

Однако здание, которое могло бы считаться в полной мере хай-теком, увы, не выдерживает критериев. В большинстве помещений «Дома» просторно, сочетание стекла и металла создает объем – все это есть. Но в Камерный зал архитекторы добавили дерево, таким образом он приобрел черты другого, более раннего и менее технологического стиля – ар-нуво и, в общем, перешел в разряд эклектики.

2413636662_51188ac105_b.jpg

«Бородино Плаза»

2006 год.

ГК «Бородино»

Здание на Русаковской улице входной группой напоминает больше торговый центр, однако в нем разместились офисы и гостиницы. Некоторые его части близки к хай-теку – например, окна, покрывающие одну сторону здания в сочетании с легкими металлоконструкциями. Как и положено стилю, они открывают панорамный вид на город. Однако из «высоких технологий» здание имеет лишь систему бесперебойного энергопитания, контроля доступа и пожаротушения. Этим, увы, сегодня мало кого удивишь – даже здания класса B, не претендующие на технологичный хай-тек, часто обладают тем же набором инженерных систем.

na-gazetnom-moskva-156937276-6.jpg

«Бизнес-центр на Газетном»

1998 г. Автор: Алексей Воронцов

Образ здания плотно связан с рестораном «Макдоналдс». Его часть покрыта массивными плитами, что оказывается скорее приметой ретроградной лужковской архитектуры, нежели прогрессивного стиля 1970-х. Однако фасад, который смотрит на Кремль, вполне можно принять за хай-тек: окна от пола до потолка; металл соединяет элементы здания под прямыми углами и пластичными изгибами. Часть здания «вынесена» в переулок – этот признак часто называется одной из черт хай-тека. Он заключается в использовании наследия конструктивизма, который не стесняется своих функций и даже открыто демонстрирует их.

Однако вторая часть дома, которую почти не видно со стороны Кремля, – каменная стена. Этот материал не свойственен хай-теку и ставит бизнес-центр в список более заурядных построек лужковской эпохи.

224334242.jpg

Nordstar Tower

2009 г. Автор: АПБ «Тромос»

Второй по величине офисный комплекс столицы, уступающий размерами только «Москва-Сити». На сайте комплекса говорится, что в его отделке используются дорогостоящие прочные материалы. Хай-тек заметен в интерьерах – многие комнаты и залы разделены или акцентированы легким стеклом, среди которого почти незаметен металл. Панорамные окна, светлые стены и особое освещение создают визуальный объем комплекса. Высота потолков вестибюля – 12 метров. Однако дом тоже не может похвастаться набором высоких технологий. Зато он имеет кое-что общее с домом-коммуной на улице Орджоникидзе – планировка сделана так, что можно решать все вопросы, не покидая здания: поесть, заняться спортом, сдать одежду в химчистку, разве что спать там нельзя.

58411c6f391f6.jpg

Комплекс башен «Федерация»

2017 г. Авторы: Сергей Чобан, Петер Швегер

Устойчивость высотного комплекса обеспечивается за счет огромного ядра – бетонная конструкция в фундаменте на площадью 14 тыс. кубических метров удерживает два здания. 25 периметральных колонн пронизывают весь комплекс от пола до крыши. Каждые 25-30 этажей в башнях встречаются так называемые аутригерные этажи – они пронизаны двухэтажными радиальными стенами, которые связывают ядро башни с боковыми колоннами.

Дизайн башен полностью выполнен в стиле хай-тек. Кажется, что это единственные здания в городе, построенные в этом стиле. Однако один из авторов проекта, Сергей Чобан, говорит, что и «Москву-Сити» нельзя назвать хай-теком.

«Этот стиль характеризуется выделением техники на поверхности фасадов. Выделением инженерии, ее педалированием. [В «Москве-Сити»] этого нет», – говорит он.

По словам Чобана, как такового стиля хай-тек в Москве нет вообще, более того – среди современных построек его нет даже нигде в мире.

С ним согласен член-корр Российской академии архитектуры и строительных наук Сергей Гнедовский. Он также полагает, что хай-тека в классическом понимании в Москве нет. Для его появления нужна коллаборация трех заинтересованных лиц: девелопера, подрядчика и архитектора. Однако она отсутствует. Например, если архитектор хочет сделать постройку в стиле хай-тек, то ему часто мешает рынок, который заинтересован в быстрой реализации и сдачи проектов, нежели в играх с формой и содержанием.

bashnya-federaciya-moskva-157868948-6.jpg

Теги: #