Равняемся на Голливуд!
На прошедшей неделе столичное правительство приняло постановление «О проведении эксперимента по поддержке кинопроизводителей фильмов, создающих образ Москвы в киноискусстве». В качестве нового стимулирующего механизма вводится система выплаты грантов. Городские власти надеются, что в результате частичной компенсации затрат на кинопроизводство вырастет количество фильмов о Москве и снимаемых в столице. Соответственно возрастут и доходы горбюджета, появятся дополнительные рабочие места. Также по недавнему распоряжению мэра Москвы Сергея Собянина в столице будет возводиться кинодеревня. Ее строительство начнется в новой Москве в следующем году, остается только определиться – где именно возведут необычную деревню для натурных съемок. Корреспондент «Московской перспективы» узнала подробности этого и других объектов кинопроизводства.
Кинодеревня станет достопримечательностью
Глава департамента развития новых территорий города Москвы Владимир Жидкин поделился тем, как возникла идея построить кинодеревню. Оказывается, с такой просьбой к мэру Москвы обратилось «Москино», а в руководстве новой Москвы эту мысль поддержали и даже уже приступили к подбору участка под строительство деревни для натурных съемок. «Думаю, в будущем году определимся с подходящим местом, и можно будет приступать к строительству», – отметил глава департамента, назвавший идею такого строительства очень перспективной и своевременной.
Не секрет, что в новой Москве достаточно земельных участков, подходящих для организации такой деревни. «Мы сможем выделить земельный участок такой площади, какая потребуется, ограничений почти нет», – сказал Жидкин.
Кроме того, обычно после завершения съемок декорации разбираются, а на их месте возводятся новые. Однако во время обсуждения, каким должен быть новый объект, появилась идея не сносить уже отснятые декорации, а сделать эту площадку достопримечательностью. «При этом новые декорации можно возводить на соседней площадке, таким образом, со временем мы получим настоящий парк декораций из фильмов», – уточнил чиновник.
На территории кинодеревни можно будет не только снимать кино, но и проводить фестивали, экскурсии. Пример брать есть с кого, аналоги «кинопоселений» уже существуют. Например, в Ростове Великом на основе оставшихся после съемок декораций казачьей станицы создан развлекательный семейный парк. И, конечно, самая известная фабрика по производству кино – Голливуд. «На него и будем равняться», – подытожил Владимир Жидкин.
Революция в киноиндустрии
Еще два крупных павильона были сданы в эксплуатацию этим летом на «Мосфильме» – «Дом костюма и реквизита» и 16-й киносъемочный павильон. Такого масштабного строительства на киностудии не было с 50-х годов прошлого века. Сами проекты, технологии строительства и конструктивные особенности новых объектов – это просто революция в развитии не только российской, но и мировой киноиндустрии. Практически все конструктивные и функциональные элементы зданий выгодно отличаются от любых отечественных и зарубежных аналогов.
Карен Шахназаров, генеральный директор киноконцерна «Мосфильм», очень гордится столь современными объектами: «Без ложной скромности скажу, что качество и техническое оснащение павильонов «Мосфильма» на порядок выше, чем у любых других киностудий, как новых, так и построенных еще в советское время. Большая часть зданий, возведенных в черте города, как правило, на бывших производственных площадях, просто не соответствует профессиональным требованиям – по высоте потолков, звукоизоляции, свету и многому другому. Все действующие павильоны «Мосфильма» в течение последних 20 лет были реконструированы. Но их мощностей уже элементарно не хватает. Поэтому появление двух новых больших павильонов крайне важно для киноконцерна. Эти объекты обязательно будут востребованы».
Любой каприз – на экран
Новый павильон № 16 стал вторым по величине на «Мосфильме» после павильона
№ 1 (1858 кв. метров). Он представляет собой одноэтажное железобетонное здание. Общая площадь объекта составляет 2,5 тыс. кв. метров, высота потолков – около 16 метров. Здесь разместились актерско-режиссерский комплекс и вспомогательные помещения: гримерные, костюмерные, реквизиторские, комнаты отдыха. Можно построить любую декорацию: хочешь – джунгли на необитаемом острове или поселение чукчей на Чукотке, небоскребы Нью-Йорка или Токио. Любой каприз и фантазии режиссера можно воплотить в жизнь.
Особенностью 16-го павильона является так называемый въездной коллектор. Ворота высотой шесть метров обеспечивают въезд и разгрузку любой техники и транспорта, площадь коллектора позволяет при необходимости разместить большое количество актеров массовки. Коллектор обеспечивает также нужный температурный баланс в съемочном павильоне. Конструкцией
16-го павильона также предусмотрено два специальных «слота» для въезда передвижных телевизионных станций. При проектировании были учтены все требования и пожелания инженерно-технических служб «Мосфильма», многих кинокомпаний и телеканалов, которые будут пользоваться павильоном. При строительстве, которое осуществляла турецкая компания «Ант Япы», были использованы самые современные материалы, в том числе российского производства.
«Белый дом» выработал ресурс
Второй павильон – это «Дом костюма и реквизита», как называется комплекс сценическо-постановочных средств (КСПС). Его фонды насчитывают около 500 тыс. единиц хранения – это 400 тыс. костюмов, обуви и головных уборов, около 100 тыс. единиц реквизита. Новое здание имеет резервные площади для новых предметов и занимает площадь 15,5 тыс. кв. метров. На цокольном этаже разместился парк ретроавтомобилей: почти 100 машин и 100 единиц гужевого транспорта, на первом этаже хранится реквизит, на втором – костюмы. Аналогов новому комплексу сценического-постановочных средств «Мосфильма» на сегодняшний день в мире не существует. Двухэтажное здание имеет пять функциональных зон. Бетонные полы способны выдержать нагрузку в две тонны на квадратный метр, здание оборудовано металлокаркасными конструкциями для хранения мелкогабаритного реквизита, в раздвижных металлических шкафах находится собрание картин, афиш, вывесок и панно. Отдельную часть пространства занимает коллекция люстр, их более 300, и еще около 1,5 тыс. осветительных приборов. В «Доме реквизита и костюма» также будет постоянно работать специальная комната реставрации, так как реквизит часто используется и постоянно нуждается в мелком ремонте. Каждому экземпляру в коллекции КСПС присвоен свой инвентарный номер и штрихкод – вся информация хранится в электронной базе данных, что, конечно, уже за пару месяцев работы ощутимо упростило поиск и выдачу костюмов и реквизита. Карен Шахназаров так прокомментировал необходимость появления нового здания: «Большой проблемой являлось даже не то, что старое здание КСПС, которое сотрудники между собой называли «Белым домом», давно выработало свой ресурс, оно изначально не было приспособлено для заявленных целей – работать в нем было неудобно. С появлением нового современного павильона сразу решилась проблема хранения костюмов и реквизита. «Дом костюма и реквизита» учитывает все потребности киноиндустрии на десятилетия вперед, таких зданий в мире больше нет. Так что сам факт появления первой очереди масштабного проекта – это настоящая революция для отечественной киноиндустрии. Ничего подобного в последние 30 лет в России не строилось». Говоря о масштабном проекте, Карен Георгиевич имеет в виду строительство еще двух объектов, которые в ближайшее время будут строить на киностудии, – это еще один киносъемочный павильон
(№ 17, 3,5 тыс. кв. метров) и киноконцертный зал. Срок сдачи объектов – 2022 год.
Напомним, в 2013 году президент России Владимир Путин дал поручение о модернизации и развитии «Мосфильма». В январе 2017 года было подписано распоряжение о выделении компании «Альтера Парк» земельного участка на Мосфильмовской улице для создания многофункционального производственно-культурного центра на базе киноконцерна. Финансирование проекта осуществляется в полном объеме за счет средств компании «Альтера Парк». Проект разработало английское бюро John McAslan+Partners совместно с проектным бюро «АПЕКС».