Равняемся на Голливуд! - Московская перспектива

Равняемся на Голливуд!

Равняемся на Голливуд!
Равняемся на Голливуд!
Столичные власти утвердили экспериментальный механизм стимулирования киносъемок

На прошедшей неделе столичное правительство приняло постановление «О проведении эксперимента по поддержке кинопроизводителей фильмов, создающих образ Москвы в киноискусстве». В качестве нового стимулирующего механизма вводится система выплаты грантов. Городские власти надеются, что в результате частичной компенсации затрат на кинопроизводство вырастет количество фильмов о Москве и снимаемых в столице. Соответственно возрастут и доходы горбюджета, появятся дополнительные рабочие места. Также по недавнему распоряжению мэра Москвы Сергея Собянина в столице будет возводиться кинодеревня. Ее строительство начнется в новой Москве в следующем году, остается только определиться – где именно возведут необычную деревню для натурных съемок. Корреспондент «Московской перспективы» узнала подробности этого и других объектов кинопроизводства.

Кинодеревня станет достопримечательностью

Глава департамента развития новых территорий города Москвы Владимир Жидкин поделился тем, как возникла идея построить кинодеревню. Оказывается, с такой просьбой к мэру Москвы обратилось «Москино», а в руководстве новой Москвы эту мысль поддержали и даже уже приступили к подбору участка под строительство деревни для натурных съемок. «Думаю, в будущем году определимся с подходящим местом, и можно будет приступать к строительству», – отметил глава департамента, назвавший идею такого строительства очень перспективной и своевременной.

Не секрет, что в новой Москве достаточно земельных участков, подходящих для организации такой деревни. «Мы сможем выделить земельный участок такой площади, какая потребуется, ограничений почти нет», – сказал Жидкин.

Кроме того, обычно после завершения съемок декорации разбираются, а на их месте возводятся новые. Однако во время обсуждения, каким должен быть новый объект, появилась идея не сносить уже отснятые декорации, а сделать эту площадку достопримечательностью. «При этом новые декорации можно возводить на соседней площадке, таким образом, со временем мы получим настоящий парк декораций из фильмов», – уточнил чиновник.

На территории кинодеревни можно будет не только снимать кино, но и проводить фестивали, экскурсии. Пример брать есть с кого, аналоги «кинопоселений» уже существуют. Например, в Ростове Великом на основе оставшихся после съемок декораций казачьей станицы создан развлекательный семейный парк. И, конечно, самая известная фабрика по производству кино – Голливуд. «На него и будем равняться», – подытожил Владимир Жидкин.

Революция в киноиндустрии

Еще два крупных павильона были сданы в эксплуатацию этим летом на «Мосфильме» – «Дом костюма и реквизита» и 16-й киносъемочный павильон. Такого масштабного строительства на киностудии не было с 50-х годов прошлого века. Сами проекты, технологии строительства и конструктивные особенности новых объектов – это просто революция в развитии не только российской, но и мировой киноиндустрии. Практически все конструктивные и функциональные элементы зданий выгодно отличаются от любых отечественных и зарубежных аналогов.

Карен Шахназаров, генеральный директор киноконцерна «Мосфильм», очень гордится столь современными объектами: «Без ложной скромности скажу, что качество и техническое оснащение павильонов «Мосфильма» на порядок выше, чем у любых других киностудий, как новых, так и построенных еще в советское время. Большая часть зданий, возведенных в черте города, как правило, на бывших производственных площадях, просто не соответствует профессиональным требованиям – по высоте потолков, звукоизоляции, свету и многому другому. Все действующие павильоны «Мосфильма» в течение последних 20 лет были реконструированы. Но их мощностей уже элементарно не хватает. Поэтому появление двух новых больших павильонов крайне важно для киноконцерна. Эти объекты обязательно будут востребованы».   

Любой каприз – на экран

Новый павильон № 16 стал вторым по величине на «Мосфильме» после павильона
№ 1 (1858 кв. метров). Он представляет собой одноэтажное железобетонное здание. Общая площадь объекта составляет 2,5 тыс. кв. метров, высота потолков – около 16 метров. Здесь разместились актерско-режиссерский комплекс и вспомогательные помещения: гримерные, костюмерные, реквизиторские, комнаты отдыха. Можно построить любую декорацию: хочешь – джунгли на необитаемом острове или поселение чукчей на Чукотке, небоскребы Нью-Йорка или Токио. Любой каприз и фантазии режиссера можно воплотить в жизнь.

Особенностью 16-го павильона является так называемый въездной коллектор. Ворота высотой шесть метров обеспечивают въезд и разгрузку любой техники и транспорта, площадь коллектора позволяет при необходимости разместить большое количество актеров массовки. Коллектор обеспечивает также нужный температурный баланс в съемочном павильоне. Конструкцией
16-го павильона также предусмотрено два специальных «слота» для въезда передвижных телевизионных станций. При проектировании были учтены все требования и пожелания инженерно-технических служб «Мосфильма», многих кинокомпаний и телеканалов, которые будут пользоваться павильоном. При строительстве, которое осуществляла турецкая компания «Ант Япы», были использованы самые современные материалы, в том числе российского производства. 

«Белый дом» выработал ресурс

Второй павильон – это «Дом костюма и реквизита», как называется комплекс сценическо-постановочных средств (КСПС). Его фонды насчитывают около 500 тыс. единиц хранения – это 400 тыс. костюмов, обуви и головных уборов, около 100 тыс. единиц реквизита. Новое здание имеет резервные площади для новых предметов и занимает площадь 15,5 тыс. кв. метров. На цокольном этаже разместился парк ретроавтомобилей: почти 100 машин и 100 единиц гужевого транспорта, на первом этаже хранится реквизит, на втором – костюмы. Аналогов новому комплексу сценического-постановочных средств «Мосфильма» на сегодняшний день в мире не существует. Двухэтажное здание имеет пять функциональных зон. Бетонные полы способны выдержать нагрузку в две тонны на квадратный метр, здание оборудовано металлокаркасными конструкциями для хранения мелкогабаритного реквизита, в раздвижных металлических шкафах находится собрание картин, афиш, вывесок и панно. Отдельную часть пространства занимает коллекция люстр, их более 300, и еще около 1,5 тыс. осветительных приборов. В «Доме реквизита и костюма» также будет постоянно работать специальная комната реставрации, так как реквизит часто используется и постоянно нуждается в мелком ремонте. Каждому экземпляру в коллекции КСПС присвоен свой инвентарный номер и штрихкод – вся информация хранится в электронной базе данных, что, конечно, уже за пару месяцев работы ощутимо упростило поиск и выдачу костюмов и реквизита. Карен Шахназаров так прокомментировал необходимость появления нового здания: «Большой проблемой являлось даже не то, что старое здание КСПС, которое сотрудники между собой называли «Белым домом», давно выработало свой ресурс, оно изначально не было приспособлено для заявленных целей – работать в нем было неудобно. С появлением нового современного павильона сразу решилась проблема хранения костюмов и реквизита. «Дом костюма и реквизита» учитывает все потребности киноиндустрии на десятилетия вперед, таких зданий в мире больше нет. Так что сам факт появления первой очереди масштабного проекта – это настоящая революция для отечественной киноиндустрии. Ничего подобного в последние 30 лет в России не строилось». Говоря о масштабном проекте, Карен Георгиевич имеет в виду строительство еще двух объектов, которые в ближайшее время будут строить на киностудии, – это еще один киносъемочный павильон
(№ 17, 3,5 тыс. кв. метров) и киноконцертный зал. Срок сдачи объектов – 2022 год.

Напомним, в 2013 году президент России Владимир Путин дал поручение о модернизации и развитии «Мосфильма». В январе 2017 года было подписано распоряжение о выделении компании «Альтера Парк» земельного участка на Мосфильмовской улице для создания многофункционального производственно-культурного центра на базе киноконцерна. Финансирование проекта осуществляется в полном объеме за счет средств компании «Альтера Парк». Проект разработало английское бюро John McAslan+Partners совместно с проектным бюро «АПЕКС».