Реконструированный Рижский вокзал открылся для пассажиров
Появление Рижского вокзала связано с развивающейся экономикой нашего государства. В конце XIX века в Российской империи активно рос внешнеторговый оборот, в связи чем шло бурное строительство железнодорожных линий. Московские купцы и предприниматели ратовали за прокладку ветки к незамерзающим портам Латвии в Балтийском море и активно продвигали идею, поскольку это способствовало расширению торговли. К строительству железнодорожной линии приступили по высочайшему указу Николая II в марте 1897 года.
Вокзал решено было построить у Крестовской заставы на обширном пустыре, который прилегал к 1-й Мещанской улице. Его возвели по проекту архитектора Станислава Бржозовского, автора Витебского вокзала в Санкт-Петербурге. Здание Рижского вокзала состоит состоит из трех двухэтажных частей, выполненных в стиле древнерусских теремов, украшенных многочисленными декоративными элементами, с затейливыми окнами, с часами под высоким кокошником. Центральная и боковая части соединены между собой переходами. Современники единодушно отмечали хороший вкус зодчего и достоинства избранного варианта.
Торжественное открытие вокзала состоялось 11 сентября 1901 года. Долгое время он считался самым удобным и технически оснащенным среди московских вокзалов – для освещения платформы у него была собственная электростанция. К тому же единственный в Москве располагался параллельно, а не перпендикулярно железнодорожным путям. Рядом расположены товарный двор и депо и пролегали подъездные пути. В начале прошлого века вокзал был самым загруженным в городе. Однако первые пригородные электрички на Рижском направлении начали курсировать лишь весной 1945 года.
За сто с лишним лет вокзал несколько раз менял название. С 1901 по 1930 год он назывался Виндавский – в честь небольшого латвийского города-порта Виндава (сейчас Вентспилс). Затем его переименовали в Балтийский, но и это название долго не удержалось. В 1942-м вокзалу дали имя Ржевский, а в 1946 году он приобрел свое нынешнее название – Рижский. Именно здесь снимали знаменитые советские фильмы, среди которых «Вокзал для двоих», «Мы из джаза», «Семнадцать мгновений весны», где Рижский становится сначала немецким приграничным вокзалом, а затем вокзалом Берна, с которого Штирлиц провожает радистку Кэт.
Сохранить свой архитектурный облик до наших дней зданию помогли столичные реставраторы, которые в 1995 году во время капремонта восстановили утраченные элементы фасадов и интерьеров, художественную лепнину потолков, отреставрировали старинные люстры. Однако транспортные преимущества вокзал растерял – в первое десятилетие ХХI века Рижский даже собирались закрыть, сделав из него музей, как из вокзала Орсе в Париже, а то и вовсе снести за ненадобностью. Но вовремя одумались, а в 2021-м признали объектом культурного наследия регионального значения. Вместе с железнодорожной станцией в марте 2023 года вокзал закрыли на реконструкцию. За это время специалисты переустроили пути для запуска МЦД-4, а также перевели систему управления движением на цифровую, что обеспечит надежность работы железнодорожной автоматики.
Построили две новые платформы длиной 270 метров, которые оборудовали навесом на всю длину и энергоэффективным освещением, а также динамической и статической навигацией. На Рижском вокзале для пассажиров вновь стали доступны расположенные в исторических интерьерах залы ожидания, билетные кассы, санитарные комнаты, медпункт и прочие помещения. Однако пока здание Рижского вокзала пустует. Традиционные кассы пригородных электричек расположены рядом с вокзалом, но открыта только одна. Билеты можно приобрести до Истры, Волоколамска, Румянцево, Новоиерусалимской и на электропоезда, идущие в обратном направлении.