Реконструированный Рижский вокзал открылся для пассажиров - Московская перспектива
Реконструированный Рижский вокзал открылся для пассажиров

Реконструированный Рижский вокзал открылся для пассажиров

Реконструированный Рижский вокзал открылся для пассажиров
Реконструированный Рижский вокзал открылся для пассажиров агентство «Москва»
Первого сентября возобновилось движение пригородных поездов на станции Москва-Рижская. С этого дня исторический Рижский вокзал принимает и отправляет семь пар электричек в будние дни и восемь – по выходным. Самый тихий и уютный в столице, он станет в перспективе одним из крупнейших пересадочных узлов, который свяжет транспортные системы города. По соседству с реконструированными построят новые платформамы – будущей высокоскоростной магистрали Москва – Санкт-Петербург, благодаря которой путь между двумя столицами займет немногим более двух часов.

Появление Рижского вокзала связано с развивающейся экономикой нашего государства. В конце XIX века в Российской империи активно рос внешнеторговый оборот, в связи чем шло бурное строительство железнодорожных линий. Московские купцы и предприниматели ратовали за прокладку ветки к незамерзающим портам Латвии в Балтийском море и активно продвигали идею, поскольку это способствовало расширению торговли. К строительству железнодорожной линии приступили по высочайшему указу Николая II в марте 1897 года.

Вокзал решено было построить у Крестовской заставы на обширном пустыре, который прилегал к 1-й Мещанской улице. Его возвели по проекту архитектора Станислава Бржозовского, автора Витебского вокзала в Санкт-Петербурге. Здание Рижского вокзала состоит состоит из трех двухэтажных частей, выполненных в стиле древнерусских теремов, украшенных многочисленными декоративными элементами, с затейливыми окнами, с часами под высоким кокошником. Центральная и боковая части соединены между собой переходами. Современники единодушно отмечали хороший вкус зодчего и достоинства избранного варианта.

Торжественное открытие вокзала состоялось 11 сентября 1901 года. Долгое время он считался самым удобным и технически оснащенным среди московских вокзалов – для освещения платформы у него была собственная электростанция. К тому же единственный в Москве располагался параллельно, а не перпендикулярно железнодорожным путям. Рядом расположены товарный двор и депо и пролегали подъездные пути. В начале прошлого века вокзал был самым загруженным в городе. Однако первые пригородные электрички на Рижском направлении начали курсировать лишь весной 1945 года.

За сто с лишним лет вокзал несколько раз менял название. С 1901 по 1930 год он назывался Виндавский – в честь небольшого латвийского города-порта Виндава (сейчас Вентспилс). Затем его переименовали в Балтийский, но и это название долго не удержалось. В 1942-м вокзалу дали имя Ржевский, а в 1946 году он приобрел свое нынешнее название – Рижский. Именно здесь снимали знаменитые советские фильмы, среди которых «Вокзал для двоих», «Мы из джаза», «Семнадцать мгновений весны», где Рижский становится сначала немецким приграничным вокзалом, а затем вокзалом Берна, с которого Штирлиц провожает радистку Кэт.

Сохранить свой архитектурный облик до наших дней зданию помогли столичные реставраторы, которые в 1995 году во время капремонта восстановили утраченные элементы фасадов и интерьеров, художественную лепнину потолков, отреставрировали старинные люстры. Однако транспортные преимущества вокзал растерял – в первое десятилетие ХХI века Рижский даже собирались закрыть, сделав из него музей, как из вокзала Орсе в Париже, а то и вовсе снести за ненадобностью. Но вовремя одумались, а в 2021-м признали объектом культурного наследия регионального значения. Вместе с железнодорожной станцией в марте 2023 года вокзал закрыли на реконструкцию. За это время специалисты переустроили пути для запуска МЦД-4, а также перевели систему управления движением на цифровую, что обеспечит надежность работы железнодорожной автоматики.

Построили две новые платформы длиной 270 метров, которые оборудовали навесом на всю длину и энергоэффективным освещением, а также динамической и статической навигацией. На Рижском вокзале для пассажиров вновь стали доступны расположенные в исторических интерьерах залы ожидания, билетные кассы, санитарные комнаты, медпункт и прочие помещения. Однако пока здание Рижского вокзала пустует. Традиционные кассы пригородных электричек расположены рядом с вокзалом, но открыта только одна. Билеты можно приобрести до Истры, Волоколамска, Румянцево, Новоиерусалимской и на электропоезда, идущие в обратном направлении.

Теги: #