Рекорд в конце тоннеля - Московская перспектива

Рекорд в конце тоннеля

Рекорд в конце тоннеля
Рекорд в конце тоннеля
«Мосинжпроект» установил мировое достижение по количеству одновременно работающих тоннелепроходческих щитов

Компания Guinness World Records зафиксировала мировой рекорд по самому большому количеству тоннелепроходческих комплексов, занятых одновременно в одном проекте, – в рамках программы развития Московского метрополитена. В минувшую среду, 18 марта, свидетели наблюдали работу 23 щитов. Прежнее достижение, 20 машин, принадлежало Катару.

Как сообщил заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Андрей Бочкарёв, мировой рекорд зафиксировали 48 свидетелей на 23 объектах строительства метрополитена в Москве, одновременно заснявших работу всех тоннелепроходческих комплексов (ТПМК). Судья, назначенная Guinness World Records, после рассмотрения предоставленных доказательств вынесла решение об установлении нового рекорда.

«Судьей Guinness World Records зафиксирован мировой рекорд по числу одновременно работающих на строительстве метрополитена тоннелепроходческих щитов. На данный момент у нас задействованы 23 ТПМК на различных площадках строительства. Ни в одном мегаполисе мира не работало одновременно столько машин», – сказал Андрей Бочкарёв.

Генеральный директор АО «Мосинжпроект» (единый оператор проектирования и строительства новых линий московской подземки) Марс Газизуллин отметил, что настолько активные тоннелепроходческие работы требуют не только высокого профессионализма и подчас личного мужества метростроителей, но и достаточной материально-технической базы вкупе с применением наиболее современных технологий горнопроходческого дела.

«Подобное признание наших профессиональных достижений со стороны мирового сообщества свидетельствует о высокой эффективности деятельности всего коллектива группы компании «Мосинжпроект», ставшей одним из крупнейших инжиниринговых холдингов России за последнее десятилетие», – подчеркнул Марс Газизуллин.

Он выразил благодарность всем волонтерам, которые помогли зафиксировать мировой рекорд.

«Среди этих людей, не связанных с нашей организацией, не только представители строительной отрасли, но и научные работники, журналисты, экономисты и бухгалтеры. Все они нашли время, чтобы в будний день принять участие в этом мероприятии», – отметил Марс Газизуллин.

Темпы строительства метро в Москве одни из самых высоких в мире. В прошлом году было сдано почти 18 км линий, восемь станций, а также электродепо «Руднево» для обслуживания поездов. В этом году темпы снижать не предполагается, даже наоборот. В планах строителей – ввод девяти станций и 21 км линий. Однако о беспрецедентных объемах подземного строительства можно судить не только по показателям ввода, но и по начатым и продолжающимся работам, которые обеспечивают задел на годы вперед. Всего на строительстве метрополитена в Москве сейчас задействовано более 30 тоннелепроходческих щитов. 12 из них строят тоннели на Большой кольцевой линии (БКЛ), один – на Люблинско-Дмитровской линии, два – на Калининско-Солнцевской и семь – на Коммунарской. В прошлом году они построили 38 км тоннелей, чего никогда раньше не было. «Более эффективно и интенсивно, чем мы, метро не строит в мире никто», – подчеркнул глава столичного стройкомплекса Андрей Бочкарёв.

По его словам, в 2020 году планируется приступить к строительству новых участков сразу на нескольких линиях (в планах сооружение 42 км тоннелей), а также 26 станций, причем часть из них будет расположена на уже действующих ветках метрополитена. В частности, на Арбатско-Покровской линии стартуют работы по сооружению станции «Гольяново», на Люблинско-Дмитровской ветке появится станция «Южный порт», а на Кольцевой – новая станция «Суворовская». Все эти проекты очень сложные и ответственные, связанные с вмешательством в уже сложившуюся городскую среду и инфраструктуру. Поэтому основные планы по развитию столичной подземки предполагают строительство новых радиусов от БКЛ или продление существующих веток в окраинные районы со строительством станций рядом с крупными жилыми массивами и транспортными узлами.

Например, продлят участок Калининско-Солнцевской линии до аэропорта «Внуково». Его протяженность составляет 4,9 км, он включает в себя две станции, к строительству которых планируется приступить в 2020 году. Станция «Пыхтино» разместится с южной стороны Боровского шоссе, вблизи улицы Летчика Грицевца. Она будет иметь два вестибюля и выходы к Боровскому шоссе, жилой и общественной застройке, а также к остановке наземного городского пассажирского транспорта. Вторую станцию – «Внуково» – будут строить вдоль территории терминала А аэропорта и станции аэроэкспресса. Ее полностью интегрируют в инфраструктуру аэровокзального комплекса для максимального комфорта пассажиров. Планируется построить два вестибюля и выходы в подземный пешеходный переход, совмещенный с выходом со станции аэроэкспресса к остановкам наземного транспорта и к стоянке такси. Сверху над станцией в перспективе появится многоуровневый паркинг. «Аэропорт «Внуково» станет единственным аэропортом страны, до которого можно будет добраться на метро», – сказал Андрей Бочкарёв и отметил, что обе станции должны быть открыты в 2022 году.

Активные строительные работы в этом году также начнутся на станции «Физтех» Люблинско-Дмитровской ветки, на «Новомосковской» Сокольнической линии, а также на станциях Коммунарской линии.

Сегодня на стройках подземки трудятся более 50 тысяч лучших профессионалов своего дела, которых Москва собрала со всей страны и из-за рубежа. Метро в столице – самый популярный транспорт. Ежедневно им пользуется более 70% горожан – это больше, чем в других мегаполисах мира. Развитие подземки – приоритетная задача, поставленная мэром Москвы Сергеем Собяниным, которая успешно решается. За последние восемь лет протяженность подземки выросла на 50%: ввели 155 км линий и 81 станцию метро и МЦК.

Москва не только рекордсмен по количеству ТПМК. В области применения ноу-хау мало кто в мире может конкурировать с московским метро. В конце прошлого года внедрили уникальный метод сборки щитов-гигантов – первый в истории столичной подземки спуск головной части щита-гиганта в сборе при строительстве станции «Текстильщики» БКЛ. Вес головной части щита «Виктория» – 870 тонн. Эту потрясающую операцию выполнила специальная портальная система, способная работать с весом около 1200 тонн, приподнимая щит и вместе с грузом перемещаясь по рельсошпальной решетке до монтажно-щитовой камеры. Это значительно сократило сроки монтажа щита. Во время доработки грунта и бетонирования основания котлована строители провели укрупненную сборку «Виктории» на поверхности.

Используются также новые методы и технологии строительства и обделки тоннелей и станций, также как сооружение стволов стволопроходческими комплексами, алюминотермитная сварка рельсов, технология изготовления отечественных микроцементов «Интрацем» и материалов «Аквабиндер». А в связи с тем, что на отдельных участках метро начали строить двухпутные тоннели с помощью щитов-гигантов, впервые в практике отечественного тоннелестроения была разработана документация для изготовления и монтажа водонепроницаемой сборной обделки диаметром 10,5 метра из высокоточных железобетонных блоков. Прежде ее заказывали за рубежом. Кстати, российские конструкции оказались более эффективными, с меньшим расходом арматуры и лучшим качеством бетона.

Напомним, начиная с 2011 года АО «Мосинжпроект» в российской столице построено 83 км линий метро, 42 станции и 10 депо. Ключевой проект московского метростроения сегодня – Большая кольцевая линия столичной подземки. Протяженность БКЛ составит 70 км, на ней расположится 31 станция. ®