Счет за воду

Счет за воду

Счет за воду
На качество городской среды влияют многие обстоятельства, и не последнее место в списке занимает ливневка. Насколько важен этот элемент городского благоустройства, убеждался каждый, оказавшись во время сильного дождя на затопленной улице. В российских городах такая ситуация не редкость. Решить проблему можно традиционным способом – при помощи трубопроводов для сточных вод. Или создать элементы «зеленой» инфраструктуры – «город-губку».

В рамках стратегического проекта «Доказательная урбанистика» группа специалистов факультета городского и регионального развития НИУ ВШЭ под руководством С.Б. Сиваева изучила международный опыт и российские практики управления и финансирования систем ливневой канализации. Исследование построено на основе анализа открытых статистических данных и опроса администраций 102 российских городов по теме состояния городской инженерной инфраструктуры, включая ливневую канализацию.

В результате исследования выяснились любопытные факты. Обеспеченность городских улиц ливневками в стране составляет около 40%. Но это, как говорится, средняя температура по больнице. Ведь среди городов есть как явные лидеры – например, Волгодонск, Мытищи и Калуга, где обеспеченность ливневой канализацией доходит до 100%, а есть и отстающие – например, Копейск укомплектован необходимыми коммуникациями всего на 2%, Орск – на 4%, а Чита – на 5%.

Второй момент – финансирование. Оно может отличаться от города к городу, в зависимости от наполнения местного бюджета. Сейчас развитие и обслуживание ливневой канализации в России часто воспринимается как услуга, оплачиваемая местным бюджетом. Но это не всегда так. Достаточно часто ливневка финансируется через оплату хозяйственно-бытовых стоков. И в этом случае основными плательщиками становятся жители города. Но ситуация не везде одинакова. Все больше российских городов вводит плату за отвод поверхностных вод для юридических лиц – собственников земельных участков.

Но если все вышеперечисленные проблемы можно решить на законодательном уровне, то вопрос рационального использования воды, ценнейшего ресурса, может стать основой градостроительных идей. Сейчас для решения вопросов развития систем сбора ливневых вод обычно используется традиционная, так называемая «серая» инфраструктура, то есть система трубопроводов для отвода сточных вод. А более выгодным решением может стать создание элементов «зеленой» инфраструктуры – дождевых садов, биодренажных канав и т.д. Один из ярких примеров: концепция «города-губки» – то есть создание таких объектов городской инфраструктуры, которые способны гибко адаптироваться, подобно губкам, к изменениям окружающей среды. Например, накапливать дождевую воду в период интенсивных осадков, хранить и очищать ее. «Зеленые» крыши, дождевые сады, водопроницаемые парковки уменьшат объем ливневых вод. Таким образом, вода просачивается в землю и отфильтровывает многие загрязняющие вещества. Наличие подобной инфраструктуры позволит использовать влагу для хозяйственных целей. А сильные осадки станут не проблемой, а ресурсом. 

Исследователи выделили положительный опыт Москвы, где управлением системой ливневой канализации занимается специализированное предприятие – ГУП «Мосводосток», которое ведет большую работу в данном направлении. Например, с 2011 года ему удалось устранить практически все места в городе, где происходило накопление воды (98% адресов). Для этого потребовались строительство и реконструкция свыше 300 км сети. Специалисты отметили, что тарифная политика «Мосводостока» по оплате водоотведения, а также подключения к системе ливневой канализации объектов капитального строительства (в Москве это порядка 7 тыс. абонентов) достаточно прозрачна. При этом ГУП «Мосводосток» отвечает и за состояние водных объектов Москвы, что формирует предпосылки для создания объектов «зеленой» инфраструктуры.

Исследование показывает, чтобы ливневки в России стали важным фактором обеспечения устойчивости развития российских городов, требуется сформировать на федеральном уровне нормативную правовую базу по их управлению и финансированию: дать правовое определение природы услуги; учесть проблемы отвода поверхностных вод как важного фактора градостроительной политики; утвердить методологию тарификации услуги. Это предполагает системную плановую работу как на федеральном, так и на местном уровне, в которой исследователи факультета планируют участвовать и в дальнейшем.

Теги: #