Скажи «кредитке» твердое «иногда». Почему московские рестораны перестают принимать карты

Скажи «кредитке» твердое «иногда». Почему московские рестораны перестают принимать карты

Скажи «кредитке» твердое «иногда». Почему московские рестораны перестают принимать карты
Скажи «кредитке» твердое «иногда». Почему московские рестораны перестают принимать карты Фото: pexels
Последние два — три года у рестораторов набирает силу новая традиция — отказываться принимать для оплаты банковские карты. При этом все меньше горожан носят с собой наличные деньги. Почему рестораторы так поступают, разбирался корреспондент «МП»

Если в браузере, будь то Google или Яндекс, вбить в поисковую строку «Почему Чайхона...» дальше выскакивает ряд вариантов. Первое место занимает такой: «...не принимает карты».

1чайхона.png

Это один из множества отзывов, в которых упоминается проблема с картами. Менеджер по PR оправдывается техническими причинами, не вдаваясь в детали. Судя по количеству таких отзывов, техническая причина в «Чайхоне» имеет фатальный характер, сравнимый с сезонной вспышкой гриппа.   

Сам по себе факт того, что сегодня в столице крупная сеть заведений общепита может не принимать карты, уже вызывает удивление.

Согласно исследованию компании по автоматизации ресторанов, кафе и магазинов Poster, сегодня в Москве и Петербурге каждый второй чек оплачивается с помощью банковских карт, при этом заказ, оплаченный по безналу, на 20% дороже, чем при наличном расчете. Но судя по отзывам в интернете, сейчас стремление получить наличные становится достаточно распространенным явлением. Например, в этом оказалась замечена сеть премиальных кафе «Кофемания». Согласно отзывам на TripAdvisor и в Facebook, на протяжении 2018 года в ряде заведений сети перестали принимать карты. 

52759605_10157039169263584_8669419434328195072_n.jpg

Столкнулись посетители с этой проблемой и в сети «Тарас Бульба» 

Снимок экрана 2019-03-03 в 11.03.54.png

2Снимок экрана 2019-03-03 в 11.04.png

Если персонал из «Кофемании» отправил посетителя на улицу за наличными в банкомат, то в «Тарасе Бульбе» предложили более гуманный вариант — снять деньги в самом заведении, но, опять же, расплатиться наличными. А в другой «Корчме» было предложено перевести деньги через «Сбербанк онлайн».

Анна Цфасман
Анна Цфасман
Основатель международной сети кофеен «Даблби»
«Видимо, пытаются понемногу приучать людей, что если ты идешь в ресторан, значит нужно иметь возможность расплатиться наличными»
    

«Я всё чаще сталкиваюсь с тем, что в заведениях принимают только наличные, и гостей предупреждают об этом по телефону и при входе. Видимо, пытаются понемногу приучать людей, что если ты идешь в ресторан, значит нужно иметь возможность расплатиться наличными. И чаще всего такую политику выбирают именно те рестораны, куда люди идут специально, то есть заведомо готовы мириться с некоторыми неудобствами», - рассказывает Анна Цфасман, основатель международной сети кофеен «Даблби».

bar-1851114_1280.jpg

Основатель и совладелец сети ресторанов «Чайхона №1» Тимур Ланский не смог прояснить ситуацию, отметив, что он не занимается операционными моментами в компании. «Мое направление — креатив. Вопрос о картах и наличных — в компетенции управляющих в ресторанах сети», - ответил г-н Ланский.

При этом, как пишут пользователи, зачастую вопреки заявлениям персонала ресторанов, все возможности чтобы принять карту, а не гонять клиента за наличными, у заведений есть: если настоять на оплате картой, то терминал все же могут принести. К примеру, он может внезапно оказаться в соседнем зале.  

Происходящему, как выяснилось, есть множество разных объяснений.

Дмитрий Грозный
Дмитрий Грозный
Главный редактор петербургского издания «MarketMedia», ресторанный обозреватель
«Бизнесу можно посочувствовать — банки дерут изрядную комиссию за проведение платежей. При этом большинство посетителей приходят с картами»
    

Главный редактор петербургского издания MarketMedia, ресторанный обозреватель Дмитрий Грозный рассказывает, что в неофициальных разговорах рестораторы стонут. Им нужны наличные. «К примеру, на рынок надо ходить не с карточкой, а с купюрами, - говорит эксперт. - Бизнесу можно посочувствовать — банки дерут изрядную комиссию за проведение платежей. При этом большинство посетителей приходят с картами». Вот и приходится рестораторам идти на ухищрения.

banking-bill-breakfast-1332191.jpg

К слову, о комиссии. Российские банки сегодня берут за эквайринг (проведение платежей) 2-3%. Однако комментировать вопрос о стоимости эквайринга и мотивации бизнеса, который стремится избегать оплаты картами, банки не стремятся. В пресс-службах крупнейших банков мы получили ответы: «Не комментируем» и «Воздержимся» - так отреагировали Сбербанк и Райфайзен банк, в Тинькофф банке запрос и вовсе проигнорировали, а в Альфа-банке заявили, что комментарий в работе, ничего в итоге не прислав.

В начале февраля Владимир Путин назвал комиссию, которую платят банкам торговые сети при безналичной оплате квазиналогом, отметив, что в России стоимость услуги составляет 3%, а в других странах на уровне 0,2%. В результате ФАС впервые начала проверку на рынке оплаты товаров с помощью банковских карт — сейчас идет сбор информации, сколько стоит эта услуга для бизнеса и чем обоснована ее стоимость.

Первый вице-премьер, министр финансов Антон Силуанов неоднократно обещал, что в последующие шесть лет налоговая нагрузка на бизнес больше расти не будет. Последнее изменение: с 2019 года в России на 2 процентных пункта увеличился налог на добавленную стоимость (НДС) - до 20%.

bar-1846137_1280.jpg

Помимо того, что процент за услугу высок, эксперты отмечают непростые условия, в которых сейчас приходится работать общепиту. «Подавляющее число заведений перебиваются с хлеба на воду, - даже у очень известных рестораторов далеко не все заведения генерируют суперприбыли, - отмечает Дмитрий Грозный. - О какой-то средней доходности на рынке нельзя говорить, но считается, что если заведение получает за год 30% прибыли, это уже успех. При этом 20 — 25% прибыли — норма на рынке. Исходя из средней продолжительности жизни заведения в 4 года, можно заключить, что рестораторам не так уж комфортно живется», - отмечает Дмитрий Грозный. Отдавать банкам несколько процентов в этой ситуации, конечно, рестораторам не хочется.

Вадим Прасов
Вадим Прасов
Вице-президент Федерации рестораторов и отельеров
«Инкассация стоит куда дешевле, чем эквайринг»
    

Об экономической причине говорят и другие эксперты, знакомые с ситуацией: «Мотивация для отказа принимать платежи у владельца заведения может быть разной, - говорит вице-президент Федерации рестораторов и отельеров Вадим Прасов. - Например, ресторан не всегда устраивает слишком долгое поступление денег на счет после списания с карты гостя. К тому же инкассация стоит куда дешевле, чем эквайринг».

Татьяна Мельникова
Татьяна Мельникова
Совладелица сетей «Хачапури», «Одесса-Мама» и кафе «Тажин»
«Мы планируем поставить в некоторых кафе банкоматы и попробовать принимать только «Мир»»
    

На самом деле, отказываясь принимать карты, рестораторы редко нарушают закон — у них для этого обычно не столь высокий оборот. Совладелица сетей «Хачапури», «Одесса-Мама» и кафе «Тажин» Татьяна Мельникова напоминает, что по закону рестораны не должны принимать все кредитные карты, только национальной платежной системы, и то если оборот превышает 30 миллионов рублей в год. «Мы планируем поставить в некоторых кафе банкоматы и попробовать принимать только «Мир» , - рассуждает г-жа Мельникова. - Закон таким образом не нарушен, да и российские начинания надо поддерживать, вдруг и правда Visa отключат?».

paying-1438142_1280.jpg

Тем не менее, небольшая, но вероятность того, что за отказом принимать карты все же может стоять криминал, сохраняется. Операционный директор сети вьетнамских кафе Lao Lee Максим Филиппов считает, что это звено в цепочке обналичивания денег. «Для ресторанного бизнеса наличные деньги имеют свою цену, - объясняет он. - Деньги персоналу выплачиваются зачастую в серую — что называется, «в конверте». «Наличка» позволяет уйти от налогового бремени».

Финансовая разведка РФ оценила объем теневой экономики за прошлый год в 20,7 трлн рублей (20% ВВП). Эта сумма превышает все расходы федеральной казны на 2019 год (18 трлн рублей) и составляет треть всех доходов россиян за 2018 год (57,5 трлн рублей).

Эти деньги, вероятнее всего, не фигурируют в налоговой отчетности, соглашается Филиппов. «Рестораторы у нас прекрасно научились обходить онлайн-кассу, варианты обхода уже есть. Что касается «наличных» — его стоимость сегодня на рынке — от 12 до 15%. Сравните с 44%, которые надо выплатить налоговикам при «белой» бухгалтерии. Есть компании, которые аккумулируют «кэш», а потом продают эту наличку за безналичный расчет, формируя фиктивный счет, - объясняет он. - Предположим, твой контрагент — ИП. Он отчитывается перед налоговой, отчисляя положенные 6% и получая прибыль в 9%».

wallet-3847436_1280.jpg

По мнению г-на Филиппова, есть бизнесы, которые аккумулируют именно наличные. К примеру, средний бар в Москве на наличке собирает в месяц 6 — 7 миллионов, дорогие бары — даже больше. В барах люди привыкли платить бумажными деньгами. Сами бары расплачиваются со своими поставщиками по безналу. А наличные продают тем, кто в ней заинтересован.

Объем серой экономики в России за три года вырос на пять процентных пунктов - сейчас он составляет 22-23%. Такие оценки Известиям давал директор Центра конъюнктурных исследований НИУ ВШЭ Георгий Остапкович.

Проблема носит постоянный характер, соглашается операционный директор Lao Lee. «Я бываю часто в обычной чайхоне возле дома. Мне не раз приносили счет с номером телефона, по которому можно заплатить банковским переводом. Это может быть номер кого-то из сотрудников, карту сегодня можно привязать к любому номеру телефона без проблем. Видел несколько раз, как в туда заходили фискальные офицеры, составляли какие-то протоколы. Но ничего не меняется. И народу всегда битком — люди готовы мириться с таким порядком вещей, потому что им тут нравится», - сетует Филиппов.

Теги: #