Скоростную ж/д магистраль Москва — Санкт-Петербург запустят в 2028 году
Благодаря запуску высокоскоростной железнодорожной магистрали (ВСМ) путь из Москвы в Санкт-Петербург займёт 2 часа 15 минут — это в два раза быстрее, чем на «Сапсане», который идет 5 часов 36 минут. Благодаря ВСМ из Зеленограда в центр Москвы можно будет добраться всего за 14 минут, а из Твери — за 39 минут.
Высокоскоростной считается специализированная электрифицированная двухпутная железнодорожная линия для эксплуатации поездов со скоростями от 200 до 400 километров в час. Пока в России таких дорог нет. Пилотным проектом станет ВСМ между Москвой и Санкт-Петербургом. Дорога будет полностью запущена в 2028 году. Время в пути составит 2 часа 15 минут.
«Дополнительные возможности для граждан и для бизнеса откроет строительство высокоскоростных магистралей, они помогут значительно сократить время поездки, чтобы путь из Москвы в Санкт-Петербург, как поставил задачу президент, составил около двух часов. В прошедшую пятницу концессионное соглашение о реализации этого проекта подписано. Таким образом, дан старт для работ по возведению железнодорожной линии протяженностью почти 680 километров», - сказал Михаил Мишустин, выступая на стратегической сессии по нацпроекту «Эффективная транспортная система».
Как отметил глава правительства, по протяженности железных дорог Россия занимает третье место в мире и первое по интенсивности использования. По ним перевозится треть всего пассажиропотока и большая часть грузов. «Рассчитываю, что все планы, связанные с воплощением в жизнь идеи создания первой ВСМ в России, будут реализованы», – подчеркнул Михаил Мишустин.
Соглашение сроком на 40 лет подразумевает создание инфраструктуры высокоскоростного ж/д транспорта между двумя крупнейшими мегаполисами страны, а также разработку высокоскоростных поездов. «ВСМ-1 «Москва — Санкт-Петербург» пройдёт по нескольким регионам, которые примут участие в строительстве магистрали. Проект будет способствовать повышению качества жизни в целом по стране, росту деловой активности и туризма. Планируется, что с запуском ВСМ-1 пассажиропоток между Москвой и Санкт-Петербургом вырастет в 3,2 раза и в 2030 году достигнет 32 миллионов человек в год», – написал в своем телеграм-канале мэр Сергей Собянин.
Кстати, при строительстве ВСМ-1 будут применяться отечественные технологии и оборудование. Задачи, которые поставил Президент по данному проекту, позволят создать в России самые современные технологии в высокоскоростном транспортном машиностроении, увеличат технологический суверенитет нашей страны, существенным образом повлияют на возможности жителей быстрее передвигаться не только между двумя столицами, а ещё между Тверью и Великим Новгородом, Великим Новгородом и Санкт-Петербургом. Будут созданы десятки тысяч новых рабочих мест, на строительстве инфраструктуры и поездов будут задействованы лучшие строительные и инженерные ресурсы страны. Более чем для 30 млн жителей тех областей, где пройдёт ВСМ-1, существенным образом улучшится качество жизни.
Как будут строить ВСМ?
14 марта 2024 года мэр Москвы Сергей Собянин, министр транспорта Виталий Савельев и генеральный директор ОАО «РЖД» Олег Белозёров доложили президенту России Владимиру Путину о начале строительства московского участка высокоскоростной магистрали (ВСМ) «Москва – Санкт-Петербург».
Трасса длиной 679 км станет первой в России железнодорожной линией такого формата. На маршруте планируется разместить 16 остановок. Основные части инфраструктуры ВСМ – например, элементы конструкции безбалластного пути, устройства контактной сети – будут созданы в России впервые. Кроме того, формируются Российская система управления движением поездов и автоматизированная система диагностики инфраструктуры и подвижного состава.
Новая магистраль свяжет городские агломерации и экономические центры России, в которых проживает около 40,2 млн человек – 27% населения страны. Таким образом, после запуска первых поездов будет установлено высокоскоростное сообщение между Центральной (Московской) и Северо-Западной (Санкт-Петербургской) агломерациями.
На территории Москвы остановочными пунктами станут: Ленинградский вокзал, Рижская, Петровско-Разумовская и Зеленоград-Крюково. Эти городские вокзалы ждет масштабная реконструкция, после чего они обеспечат возможность пересадки на 14 станций метро, Московские центральные диаметры и наземный общественный транспорт.
Первый маршрут
29 февраля 2024 года президент России в Послании Федеральному Собранию определил ключевые направления развития высокоскоростного движения. Первый маршрут между Москвой и Санкт-Петербургом станет приоритетным направлением реализации масштабного проекта. Среди основных причин концентрации внимания на маршруте Москва – Петербург: высокий спрос, наличие устойчивого пассажиропотока, макроэкономические и демографические прогнозы экспертов.
Линия с 16 станциями пройдет через Тверь и Великий Новгород. Сейчас она находится на этапе всесторонней проработки. Специалисты готовят документы для строительства объектов инфраструктуры и подвижного состава. В Санкт-Петербурге в районе Московского вокзала планируется построить новый терминал для поездов ВСМ с организацией дополнительного выхода на Лиговский проспект, севернее сада Сан-Галли.
Со стороны Москвы ожидается софинансирование ВСМ-проекта в размере не менее 150 млрд рублей, Санкт-Петербурга – не менее 30 млрд рублей. Участие в финансировании также примут Московская, Ленинградская, Новгородская и Тверская области.
Кроме того, Правительству РФ совместно с РЖД и Сбербанком поручено обеспечить заключение концессионного соглашения с компанией «ВСМ Две столицы» о реализации проекта.
Первый маршрут задействует лучшие строительные и инженерные ресурсы страны. Это позволит разработать и применить самые передовые технологии железнодорожного транспорта, а также сделать дорогу пассажиров более комфортной, безопасной и экологичной.
Пять проектов ВСМ
После реализации магистрали Москва – Санкт-Петербург запланировано строительство железнодорожных линий в направлении Казани, Урала, Ростова-на-Дону, Черноморского побережья и в Республику Беларусь. Для этих магистралей выпустят новые подвижные составы.
Инфраструктура для пассажиров на станциях Фирсановская, Сходня, Подрезково, Новоподрезково, Молжаниново, Химки, Левобережная, Ховрино и Останкино будет модернизирована.
Таким образом, в состав национальной сети ВСМ войдут пять проектов:
Москва – Санкт-Петербург;
Москва – Нижний Новгород – Казань – Екатеринбург;
Москва – Ростов-на-Дону – Адлер;
Москва – Минск;
Москва – Рязань.
Экологичные поезда ВСМ
Инжиниринговый центр железнодорожного транспорта разрабатывает проект отечественного поезда для ВСМ. Его создание планируется на базе производственных мощностей группы «Синара». Как сообщил Виталий Савельев, опытный образец такого поезда должны представить уже в 2026 году, а первые составы будут готовы к 2028-му. Для обслуживания подвижного состава построят основное депо в районе станции Обухово-2 и оборотное депо в Москве.
Российские поезда для ВСМ будут двигаться со скоростью 360 км/ч (до 400 км/ч на отдельных участках). Также на магистрали используют сдвоенные поезда, то есть по линии начнут курсировать как 8-вагонные, так и 16-вагонные составы с четырьмя классами обслуживания.
В телеграм-канале ОАО «РЖД» пичали, что первые два высокоскоростных электропоезда для ВСМ Москва – Санкт-Петербург изготовит предприятие «Уральские локомотивы». Договор на 12 млрд руб. уже подписан. Как отметил председатель общественного движения «Зелёная Россия» Константин Курченков, объемы углеродных выбросов поездов ВСМ в 8,5 раза меньше, чем у самолетов, и в четыре раза меньше, чем у автомобиля. По его словам, проект таких магистралей в полной мере соответствует экологической, социальной и экономической стратегиям современной России.
Как ВСМ повлияет на пассажиропоток страны
По оценкам Министерства транспорта России, в 2030 году годовой пассажиропоток по маршруту Москва – Санкт-Петербург увеличится на 35%, до 43,4 млн человек. Пользователями высокоскоростной магистрали станут 23 млн человек.
Вместе с этим эксперты прогнозируют снижение потока в авиасообщении между двумя городами приблизительно на 14%, то есть 3,2 млн человек в год. В ведомстве не считают это критичным, так как освободившиеся воздушные судна распределят по другим маршрутам.
По словам главы Минтранса Виталия Савельева, выделенная высокоскоростная пассажирская линия освободит главный ход Октябрьской железной дороги для организации грузового сообщения. Таким образом, объемы перевозимых грузов увеличатся на30 млн тонн (до 74 млн тонн суммарно).
Что такое Концессионное соглашение?
Это гражданско-правовой договор, в соответствии с которым одна сторона (концессионер) обязуется за свой счёт создать или реконструировать имущество, принадлежащее другой стороне (концеденту). Взамен концессионер получает права владения и пользования этим имуществом на определённый срок для осуществления своей деятельности.
Рендеры - пресс-служба РЖД