Сквозными маршрутами - Московская перспектива

Сквозными маршрутами

Сквозными маршрутами
Сквозными маршрутами
Вот уже третий год подряд москвичи и жители пригородов пользуются двумя маршрутами Московских центральных диаметров: МЦД-1 Лобня – Одинцово и МЦД-2 Нахабино – Подольск. Такой способ передвижения, когда для поездки в нужную точку на противоположном конце города нет необходимости делать неудобную пересадку на столичных вокзалах, набирает популярность. Количество поездок по МЦД внутри города за неполные три года выросло на 86%, что не удивляет: во-первых, быстро, во-вторых, с комфортом, в-третьих, благодаря единому билету еще и деньги экономишь. Впрочем, первые маршруты стали лишь отправной точкой на пути к полноценной интеграции железнодорожной инфраструктуры в единую городскую систему общественного транспорта.

Проект Московских центральных диаметров, к реализации которого правительство Москвы совместно с ОАО «РЖД», Минтрансом РФ и правительством Московской области приступили в 2017 году, мэр Москвы Сергей Собянин назвал «настоящим прорывом в развитии транспортной системы мегаполиса». Пассажиры, пользующиеся МЦД-1 и МЦД-2, пересекают город без пересадок за 45–60 минут, а это в два раза быстрее, чем раньше. Кроме того, на многих платформах организованы удобные пересадки на другие виды транспорта: метро, МЦК, железнодорожные ветки. То есть фактически в городе появился и продолжает развиваться аналог наземного метро.

ЗОНА КОМФОРТА
Помимо экономии времени и денег пассажиры получили еще и более комфортные условия ожидания поездов. Все реконструируемые и строящиеся платформы оборудуются навесами, защищающими от осадков, эскалаторами и лифтами. К услугам людей традиционные кассы, автоматы по продаже билетов, туалеты. Благоустраивается и территория вокруг платформ, перестраиваются маршруты наземного общественного транспорта с организацией остановок в непосредственной близости от станций. В результате прилегающие к ним районы получают мощный стимул к дальнейшему развитию: сюда приходят инвесторы и начинают вкладывать деньги в строительство жилья, офисов, объектов социальной и коммерческой инфраструктуры, где создаются новые рабочие места. Так что, по словам вице-мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Андрея Бочкарёва, «дальнейшая модернизация железных дорог послужит толчком к тому, чтобы Москва и близлежащие города стали еще более удобными и привлекательными».

В данный момент на двух диаметрах общей протяженностью 132 км к услугам пассажиров 61 платформа: 25 на МЦД-1 и 36 – на МЦД-2. Сегодня столичные строители и железнодорожники продолжают строить новые станции и реконструировать старые, не отвечающие современным требованиям. И конечно, ведут масштабные работы на двух будущих диаметрах, которые свяжут Зеленоград с Раменским (МЦД-3) и Апрелевку с Железнодорожным (МЦД-4). «Совместно с коллегами из ОАО «РЖД» мы ведем подготовку необходимой инфраструктуры для запуска МЦД-3 и МЦД-4, продолжаем работы на МЦД-2 и МЦД-1», – проинформировал Андрей Бочкарёв.

ОТКРЫТИЯ ГОДА
В этом году для пассажиров открылись еще четыре платформы: Минская (в рамках первого этапа), Толстопальцево, временная Ольгино на МЦД-4 и Печатники на МЦД-2, ставшая частью крупного транспортного хаба на юго-востоке столицы. С платформы Печатники теперь можно пересесть на Люблинско-Дмитровскую линию метро, а в перспективе будет пересадка и на одноименную строящуюся станцию БКЛ. Как современные пригородные вокзалы с оборудованными навесами платформами, удобными переходами через пути, турникетами и кассами выглядят теперь и реконструированная станция Толстопальцево, и новый остановочный пункт Минская. Все, кто проживает или работает в шаговой доступности от этих станций, получили возможность экономить время в поездках. Например, от Толстопальцево до «Москва-Сити» можно доехать без пересадок за 40 минут, а от Минской до центра города всего за 9 минут. Кстати, с Минской можно пересесть на одноименную станцию желтой ветки метро. 15 июня первых пассажиров принял новый остановочный пункт Ольгино – временная платформа будущего МЦД-4 с мостом через железнодорожные пути и оборудованными кассами. Пользоваться ею пассажиры будут до окончания реконструкции конечного пункта МЦД-4 Железнодорожная. К этому времени в Ольгино построят постоянную платформу с навесами, мостом-конкорсом, с лифтами и эскалаторами. Продолжается и масштабная реконструкция станции Серп и Молот, где соединятся МЦД-2 и МЦД-4, с которых можно пересесть на желтую и салатовую ветки метро.

ПЛЮС СЕМЬ
До конца текущего года строители намерены завершить работы еще на семи остановочных пунктах – это Тимирязевская и Окружная на МЦД-1, Марьина Роща на МЦД-2 и будущем МЦД-4, а также Мещерская, Переделкино, Лесной Городок и Очаково на МЦД-4. В частности, в ходе реконструкции Тимирязевской появятся две новые платформы с навесами и современный подземный пассажирский терминал, интегрированный с вестибюлем одноименной станции метро. Безопасно переходить через железнодорожные пути можно будет по новому тоннелю. Окружная станет крупным ТПУ, который объединит МЦД, МЦК и Люблинско-Дмитровскую линию метро. До конца года здесь намерены ввести в эксплуатацию северный вестибюль с пешеходным переходом между МЦК и МЦД по крытой надземной пешеходной галерее, а также второй вестибюль, где пассажиры смогут делать пересадки между МЦК, МЦД и метро в едином контуре, не выходя на улицу. Планируется, что в 2025 году Окружной будут пользоваться 24 тыс. пассажиров в сутки, а в 2030-м пассажиропоток станции увеличится до 35,1 тыс. человек.
Сложнейшим проектом, реализуемым сегодня московскими строителями, является сооружение крупного транспортного узла Марьина Роща: здесь соединятся два диаметра (МЦД-2 и МЦД-4) и две линии метро: Люблинско-Дмитровская и Большая кольцевая. В рамках первого этапа построят островную платформу с навесами и надземный пассажирский вестибюль с выходами на улицу Веткина и в 7-й проезд Марьиной Рощи. Для маломобильных пассажиров предусмотрены лифты и эскалаторы. На втором этапе работ здесь возведут еще одну платформу для поездов МЦД-4.

ЧЕТВЕРТЫЙ – САМЫЙ СЛОЖНЫЙ
Полным ходом идут работы и по обновлению четырех станций будущего МЦД-4, ввод которых намечен на этот год. Так, старую платформу Очаково заменят мини-вокзалом с надземным вестибюлем, оборудуют лифтами и эскалатором. В рамках реконструкции Мещерской построят подземный пассажирский вестибюль и две островные платформы. Остановочный пункт Переделкино тоже станет современным городским вокзалом с пешеходным переходом-конкорсом через пути, выходами на платформы и к кассовым залам. Здесь проложат дополнительные третий и четвертый пути, а на прилегающей территории построят пешеходный переход через железную дорогу, он свяжет две части района Ново-Переделкино. Чтобы пассажиры смогли сделать пересадку по принципу «сухие ноги», от станции до остановок наземного транспорта установят навесы. Новый вокзал вырастет и на станции Лесной городок. Масштабные работы развернулись еще на семи станциях МЦД-4, ввод которых ожидается в 2023 году. По словам Андрея Бочкарёва, ведется второй этап строительства станции Минская, возводятся новые остановочные пункты Поклонная, Кутузово и Камушки, идет реконструкция платформ Каланчевская, Беговая и Белорусский вокзал.
В целом столичные власти считают МЦД-4 одним из самых сложных проектов. Во-первых, на нем самое большое количество пересадочных станций – 18 и при этом 35 вариантов пересадок на другие виды транспорта. Во-вторых, необходимо связать семь железнодорожных вокзалов, через которые пройдет маршрут, а это требует гигантского объема сложнейших инженерно-строительных работ. В-третьих, для запуска диаметра необходимо построить еще и соединительную ветвь между Киевским и Смоленским направлениями, ведь Киевское направление пока что единственное тупиковое: все пути «упираются» в Киевский вокзал. Длина соединительной ветки, начинающейся в районе Поклонной горы, проходящей через «Москва-Сити» и выходящей к Белорусскому вокзалу, составит более 4 км. К тому же на ней еще и возводится двухкилометровая железнодорожная эстакада – самая длинная в Москве. Впрочем, опыта и компетенций в реализации самых смелых инфраструктурных проектов московским строителям не занимать, поэтому нет никаких сомнений, что со сложнейшей задачей они справятся. Тем более что открытия полноценного движения по МЦД-4 с нетерпением ждут 2,5 млн москвичей из 23 районов, через которые проляжет этот 86-километровый маршрут.

В ОБХОД ДВУХ ВОКЗАЛОВ
Не прекращаются и работы на МЦД-3, протяженность которого составит 85 км. На нем будет 41 остановочный пункт, 14 из которых пересадочные на метро, МЦД и другие железнодорожные направления. Маршрут пройдет в обход двух вокзалов – Ленинградского и Казанского, что снизит нагрузку на станцию метро «Комсомольская». В 2020 году на третьем диаметре открылась новая платформа Ховрино, сейчас ее реконструкция продолжается. Кроме того, на станциях Ховрино и Малино строят две железнодорожные путепроводные развязки. Завершить работы строители намерены в будущем году. Тогда же планируется реконструировать и участок Москва-Товарная – Октябрьская – Николаевка – Москва-2 – Митьково – Москва-Пассажирская-Казанская. Рассматривается также возможность строительства новой платформы Митьково вблизи станции метро «Сокольники» Сокольнической и Большой кольцевой линий. Капитально обновят платформы Петровско-Разумовская и Рижская, частично реконструируют остановочные пункты Фирсановка, Сходня, Подрезково, Новоподрезково, Молжаниново, Химки, Левобережная и Останкино. Запуск МЦД-3 улучшит транспортное сообщение жителей 24 столичных районов, разгрузит участки Серпуховско-Тимирязевской, Люблинско-Дмитровской, Таганско-Краснопресненской, Калужско-Рижской и Замоскворецкой линий метро.
В перспективе на карте единой системы скоростного рельсового транспорта Московского региона может появиться и МЦД-5 Пушкино – Домодедово. Проектировочное решение прохождения трассы через город в настоящее время прорабатывается.
По словам мэра Москвы Сергея Собянина, «Московские центральные диаметры уже сегодня вывели столичный транспорт на новый уровень». «Там, где годами были маленькие полустанки, появились большие городские вокзалы. Вместо старых электричек – бесшумные поезда с климат-контролем. С приходом МЦД мы ввели единую тарифную систему, в результате люди стали экономить на поездках», – отметил он. Запуск новых диаметров откроет более широкие возможности для развития столицы и области.