Снос как искусство

Залог процветания города – грамотное и активное строительство. Но строительная техника редко выходит «в чистое поле». Москва долго росла от центра к окраинам, поглощая прилегающие поселения. Сейчас столичные драйверы развития – реновация и комплексное развитие территории (КРТ). Освободить морально устаревшие пространства для новых градостроительных проектов невозможно без специалистов по демонтажу зданий и сооружений. Одним из лидеров направления за прошедшее десятилетие стало ООО «Ретерра». Редакция «Московской перспективы» пообщалась с гендиректором компании Артемом Ураковым и выяснила истинное значение пословицы «ломать не строить».
MП ▶ В портфолио ваших объектов значится демонтаж Московского судостроительного и судоремонтного завода (МССЗ). Сейчас на месте бывшей огромной промзоны появился современный и стильный квартал с прекрасной пешеходной набережной вдоль Нагатинского затона. Можно назвать это примером одной из первых программ КРТ?
– Компания «Ретерра» работает на рынке с 2016 года. МССЗ был одним из наших первых индустриальных объектов. Тогда еще не было программы КРТ, но, по сути, проект реализован по популярной сейчас схеме: демонтаж промышленных руин, ревитализация пространства и строительство на месте «ржавого пояса» нового жилого квартала с необходимой инфраструктурой. Это был очень большой объект, снос шел в несколько очередей. Тогда еще не было таких сжатых сроков, как сегодня. Но не было и малой части тех технологий, что доступны сейчас. За время работы на объекте менялась конъюнктура рынка, поднимались и падали цены на стройматериалы, оборудование и вторичные материалы. Приходилось неоднократно пересчитывать экономику проекта и использовать гибкий подход. Мы нарабатывали опыт, город наблюдал за нами и еще рядом компаний, подобных нашей. В итоге для КРТ разработали определенное «коробочное решение» – унифицированный комплексный подход, позволяющий работать с любыми объектами. Без ложной скромности скажу, что наша компания обладает всеми компетенциями, опытом и оснащением, позволяющими участвовать в этой программе. Мне этот градостроительный проект импонирует линейностью подхода, гибкостью и прозрачностью сроков. Надеюсь, когда механизм КРТ заработает в полную силу, мы станем основным подрядчиком города. «Ретерра» является компанией полного технологического цикла – в этом наше большое преимущество. Сейчас мы занимаемся демонтажом завода «Салют», где после сноса возведем многоуровневый паркинг и современные производственные площади комплекса «Производство ДСЕ вертолетных двигателей».
MП ▶ А насколько «Ретерра» интегрирована в другую масштабную градостроительную программу – реновации?
– Наша компания активно работает на таких объектах. В основе программы реновации лежит идея использовать технологию «умного сноса», превращая все в экологичный процесс: структурирование системы отходов, разделение мусора и вывоз фракции на разные полигоны. В идеале перед сносом дом нужно «раздеть» до голой бетонной коробки. Мы владеем технологией «умного сноса», понимаем, какие на практике встречаются подводные камни, и способны укладываться в сроки. Мы также смогли скорректировать некоторые этапы, сделав их более экологичными и комфортными для города: используем дополнительные сетчатые заборы, препятствующие разлету обломков, применяем технологию «водяного забора».
У нас есть водяные пушки, которые под давлением создают завесу из микрокапель, защищающую прилегающий квартал от бетонной пыли. Сейчас работаем над запуском современного, экологически безопасного полигона для сбора строительных отходов, его запуск ускорит процесс сноса и решит вопрос утилизации строительного мусора. На наших объектах робот-разрушитель выходит на площадки после максимально разобранной «внутрянки». В нашей компании работают демонтажники высочайшего класса. Честно, я иногда стою и любуюсь, как они филигранно работают.
MП ▶ Какое интересное определение вы подобрали для этого процесса – «филигранно». В представлении большинства снос – это лом и две лопаты или кран с чугунной «грушей», как в мультфильме «Ну, погоди!».
– Это большое заблуждение. Москва давно переросла стадию «пришел, пару раз ударил, сломал, ушел». Это принцип демонтажников старой школы. Сейчас так уже не работают. Сегодня демонтаж превратился в настоящее искусство – приходится разбирать здания, плотно встроенные в городскую ткань. Это как работа кардиохирурга на открытом сердце: одно неверное движение – и может случиться непоправимое. На эти позиции у нас строжайший отбор, мастера проходят все этапы обучения – от работы на небольших объектах до сложных площадок. Это со стороны все просто: пригнал экскаватор, включил энергичную музыку, нажал на педаль газа – и вскоре горы обломков в облаке бетонной пыли. На деле грамотный современный демонтаж проходит без шума и пыли, горожане порой даже не замечают, что за строительными лесами не фасады красят, а здание разбирают.
MП ▶ Именно так произошло с гостиницей «Варшава» у метро «Октябрьская». Как удалось демонтировать это массивное здание без перекрытия единственного пешеходного маршрута от метро к парку Горького? Ведь окна отеля буквально выходили на тротуар.
– Снос гостиницы «Варшава» войдет в историю столичного демонтажа. Отель примыкал к станции метро. Там колоссальная проходимость. На период сноса пришлись новогодние праздники – время массовых гуляний в парке. Получалось, что прямо под окнами людской поток нон-стопом, а через три метра – Садовое кольцо, которое тоже не перекроешь. Ради безопасности сначала планировали разобрать полностью вручную. Но, дойдя до определенной высотной отметки, решили, что не уложимся в сроки. Тогда сделали цифровую модель, которая просчитала и смоделировала радиус разлета обломков при механическом сносе. Поняли, что при работе с определенной техникой это не будет угрожать безопасности пешеходов. Робот-разрушитель работал под пристальным присмотром специалистов службы ИТР, было несколько границ оцепления. Водяные пушки там разместить было сложно, остов непрестанно поливали из шлангов. Это была комбинированная технология.
MП ▶ Для демонтажа, как и при проектировании, тоже применяют цифровые технологии?
– Да. И выходу техники на площадку предшествует большой период кабинетной работы. Подготовительный этап состоит из сбора исходной разрешительной документации, согласования с ресурсоснабжающими организациями. Здание нужно грамотно отключить от электросетей и газовых коммуникаций. Для этого нужны компетенции и службы. У нас есть и службы техзаказчика, и проектный отдел, большая часть процессов автоматизирована. Налажен тесный контакт с городом. Мы полностью понимаем всю «внутреннюю кухню» необходимых согласований. Цифровое моделирование сноса – это часть предпроектной подготовки. При демонтаже уникальных зданий без него не обойтись.
MП ▶ Использовали его при сносе еще одного вашего уникального объекта – демонтаже многолетнего недостроя здания «Рособоронэскпорта» на проспекте Вернадского?
– Да, использовали. Это был один из самых сложных объектов за нашу историю – высота здания 136 метров. Сейчас там идут завершающие работы. Разбирали башенными кранами. Эта «свечка» находится на территории, на которой нельзя работать классическим методом. На площадке мы на разных этапах применили все технологии, которыми владеем. Работу осложняла близость к проезжей части, разветвленные теплосети, каналы спецсвязи, метро. Даже место под установку крана сложно было подобрать. У здания тяжелый конструктив – его строили разные подрядчики и разными конструктивными схемами, фасад целиком состоит из металлоконструкций, а толщина стен достигала 600 миллиметров. Технологию сноса каждого слоя выбирали уже на месте. В какой-то момент перешли на алмазную резку.
MП ▶ Этот объект принес вам победу в конкурсе «Рекорды рынка недвижимости-2024» в номинации «Лучшая компания по демонтажу»?
– Это комплексная награда по итогам 2023 года. Нас определили абсолютным большинством голосов. За прошлый год мы реализовали более 60 различных проектов, а за время существования компании – более 500. Это заслуженная победа. На следующий год надеемся вновь одержать в этом конкурсе победу – основания для этого есть. Например, сейчас сосредоточены на сложнейшем объекте – демонтируем в Екатеринбурге 19-этажный офисный центр «Карнеол». Там сошлись все факторы, которые мы отработали ранее на московских проектах, – очень ограниченное пространство выполнения работ, вокруг плотная застройка, в двух метрах от фасада находится парковка БЦ «ГринПарк», в пяти метрах парковка «Новотеля» и пешеходная зона к Уральскому федеральному университету им. первого Президента России Б.Н. Ельцина.