Станции в стиле лофт

Станции в стиле лофт

Станции в стиле лофт
Станции в стиле лофт
К БКЛ идеально подходит определение Аристотеля «Город – единство непохожих». Каждая из 31 станции нового кольца уникальна и отличается от соседней. Но есть среди этого разнообразия три платформы, имеющие общие признаки, – это «Савеловская», «Рижская» и «Марьина Роща». Впервые в истории мирового метростроения от пассажиров не стали скрывать чугунные тюбинги – так называют «скелет» тоннеля. Народный архитектор, академик Российской академии художеств, академик Российской академии архитектуры и строительных наук, профессор МАрхИ, член Совета по культуре и искусству при Президенте Российской Федерации, главный архитектор института «Мосинжпроект» Николай Шумаков рассказал «МП», как эволюционировала идея: от первых архитектурных заявок до реального воплощения прошло почти сорок лет.

Технологии с применением тюбингов в метро начали использовать во время строительства Замоскворецкой линии. Теперь это основная обделка для станций глубокого заложения: используется как при строительстве перегонов, так и станций.
«Первую «Сокольническую» ветку построили с использованием бетона. Монолит тогда показал себя с лучшей стороны. Скорость строительства уже в те времена была высокой. Требовались новые материалы, позволяющие работать еще более динамично. И тогда придумали тюбинги, они выполняют роль основных несущих конструкций. Их гарантийный срок службы 100 лет, но, думаю, эти конструкции и все 300 лет простоят. Они минимально подвержены коррозии», – отмечает Николай Шумаков. О долговечности материала Николай Иванович рассуждает с точки зрения практика – его команда занималась реконструкцией станции «Маяковская», где впервые были использованы тюбинги. «На этой станции сняли всю облицовку: не только родонит с колонн, но и всю штукатурку со стен. Она была многослойной: асболист был затянут сеткой, а по сетке шла штукатурка. Когда все это сняли, то обнаружили, что тюбинги находятся в идеальном состоянии», – вспоминает архитектор.

Увиденное только подтвердило то, о чем архитекторы задумывались почти четверть века назад: тюбинги можно использовать и как самостоятельный декоративный элемент. «Еще в середине 1980-х годов, участвуя в конкурсе на станцию «Парк Победы», тогда еще совсем молодые ребята Александр Орлов и Александр Некрасов предложили открыть тюбинги. Но это не получило отклика. Не из-за того, что идея плохая. Это стратегически была не та станция для эксперимента. «Парк Победы» – само название предполагает использование традиционных для культовых мест материалов и оттенков: гранита, золота, бронзы. Но архитекторы ждали своего часа. И наконец дождались: Орлов занимался «Савеловской», – поясняет Шумаков. Он не скрывает, что приходит в неописуемый восторг при виде тюбингов, и просто счастлив, что удалось воплотить идею с открытием этих элементов взгляду пассажиров.

«Самое сказочное в строительстве метро – это когда станция глубокого заложения уже сооружена, но нет еще ни платформы, ни отделки. Там большая высота: 9,5 метра, это три этажа дома. Тюбинги в основном шириной по 75 сантиметров, у них очень четкий ритм. И ты стоишь, смотришь на все это и жмуришься от счастья. Потом вся индустриальная красота словно снегом припорашивается: появляется платформа, на пилонах тюбинги закрываются камнем, путевые стены облицовываются. Станция не становится хуже. Но потерять красоту, которая была изначально, – это печально и досадно. Уходит романтика», – вздыхает архитектор.

И вот на «Савеловской» настал звездный час для архитекторов-урбанистов: тюбинги стали доминантой проекта. Неровный исходный цвет чугуна выкрасили в техничный графитовый, название отлили из белого металла, буквы крепили прямо на ребра. На пилонах в целях безопасности элементы закрыли толстым закаленным стеклом. Приступали к этому, как признает архитектор, «скрипя зубами». Но потом сами поразились полученному результату. «Савеловскую» в составе БКЛ открыли накануне 2019 года. Станция сразу же стала местом паломничества и съемок фото для соцсетей.

«Эффект сочетания девственной обделки и качественной мраморной облицовки даже для нас оказался неожиданным, с большим знаком плюс. Но нам показалось этого мало», – вспоминает Шумаков. Будучи неплохим психологом, архитектор решил «ковать железо, пока горячо»: к ближайшему Штабу по строительству метро написал письмо с предложением «повторить успех» на оставшихся двух станциях глубокого заложения: «Шереметьевской» (теперь это «Марьина Роща») и «Ржевской» («Рижская»). Предложение получило добро, идея была реализована. «На этих станциях пилоны зашили мраморными «пузырями» или арками со встроенным светом, но боковые тоннели по силе, мощи и красоте превосходят центральные залы. Это меня радует. Мы оказались на верном пути», – резюмирует Николай Шумаков. По осторожным прогнозам архитектора, есть шанс, что тема открытых тюбингов продолжится на станции «Суворовская». Но финальное решение пока еще не принято: станция возводится в сложных условиях, окончательная концепция будет сформирована после анализа результатов дополнительных изысканий.

Теги: #