Старейшее трамвайное депо Москвы открылось после реконструкции

Вместо сноса — реконструкция
Идея снести старейшее трамвайное депо Москвы обсуждалась еще в середине 2000-х. На его месте хотели построить жилой квартал и торговый центр, а вагоны держать на улице. От этих планов отказались в 2011 году, тогда же город принял решение сохранить депо и развивать трамвайное движение в городе.
Реконструкция депо имени Апакова началась в конце 2021 года. Работы велись без остановки движения — ежедневно через территорию проходили трамваи, обслуживавшие популярные маршруты. Ранее это было единственное в Москве депо, куда трамваи заезжали задним ходом. После модернизации движение организовали по новому принципу: теперь трамваи проходят через депо по сквозной схеме. Благодаря этому обслуживать вагоны можно вдвое быстрее, а улицы у депо стали свободнее
Схема движения стала напоминать конвейер: трамвай заезжает с Шаболовки, проходит через зоны осмотра, мойки, ремонта и выезжает обратно на линию. Внутри сделали 29 новых канав для технического обслуживания шириной 4,3 метра, а раньше было всего три метра. Существенно выросли мощности депо: здесь можно одновременно размещать до 77 трамваев, проводить ремонт 13 из них и мыть до 12 вагонов в час.
История: от Шухова до наших дней
Трамвайное депо на Шаболовке открылось в 1909 году. Это старейшее действующее предприятие городского электрического транспорта Москвы. Его автором стал знаменитый инженер Владимир Шухов. Он применил новаторские для того времени решения – например, паро-воздушное отопление и кровлю с утеплением из пробковой плитки. При депо работало училище, где обучали токарному и слесарному делу.
В 1923 году депо присвоили имя Петра Апакова — вагоновожатого и участника Октябрьской революции. В 1932-м его переименовали в трамвайное депо имени П.Л. Апакова. В послевоенные годы здесь тестировали трамваи, в том числе модели производства ЧКД Прага и Рижского вагоностроительного завода. Депо стало испытательным центром трамвайной техники на территории СССР.
Последний капитальный ремонт здесь проводили в 1960-е. Тогда модернизировали электроаппаратную мастерскую и добавили новые зоны для обслуживания вагонов. В течение почти ста лет депо обслуживало наиболее загруженные маршруты города.
Что сделали в ходе реконструкции
Комплекс модернизировали без изменения архитектурного облика. Сохранили объемно-планировочную структуру и фасады. Уложили более 4,5 километра путей с использованием композитных шпал из переработанных материалов. Установили новое очистное оборудование. Теперь воду после мойки вагонов можно использовать повторно. Добавили функцию принудительной сушки трамваев.
Создали комфортные условия для более 400 сотрудников. В ближайшие месяцы планируется завершить реставрацию двухэтажного административного корпуса 1910 года постройки. Там появятся столовая, медицинский кабинет, комната отдыха и диспетчерский пункт.
Депо теперь способно одновременно обслуживать как односекционные, так и трехсекционные трамваи «Витязь-Москва». Площадка полностью адаптирована под обслуживание вагонов нового поколения.
Обслуживаемые маршруты и перспективы
После реконструкции депо имени П.Л. Апакова продолжит обслуживать шесть маршрутов: № 3, 14, 26, 38, 39 и 47. Они соединяют южные и центральные районы столицы и проходят через пять округов — от ЮЗАО до ВАО. Ежедневно по этим маршрутам совершается свыше 140 тысяч поездок. К 2030 году этот показатель может вырасти до 220 тысяч.
Перед открытием депо благоустроили улицу Шаболовка и 1-й Донской проезд. Обновили 20 тысяч квадратных метров дорожного полотна, уложили два километра новых трамвайных путей, оборудовали приподнятые платформы и установили шесть новых светофоров.
Программа развития трамвайного движения
В Москве работают шесть трамвайных депо. Помимо депо Апакова это Лефортовское, Русакова, Октябрьское, Баумана и Краснопресненское. Все они войдут в программу модернизации до 2030 года. В том числе будет построено новое Нагатинское трамвайное депо на базе бывшего троллейбусного парка.
Также в городе продолжается расширение трамвайной сети. Открываются новые маршруты, восстанавливаются старые. Планируется запуск трамвайной линии на проспекте Академика Сахарова, восстановление маршрута на Трифоновской улице, развитие беспилотного трамвайного движения.
По словам Сергея Собянина, Москва сегодня – мировой лидер по темпам обновления трамвайного парка. Обновлённое депо имени П.Л. Апакова станет одним из ключевых элементов этой системы. В планах – поставка ещё 100 современных вагонов, которые будут обслуживаться по контракту жизненного цикла в течение 30 лет.