Стиль баухаус в строительстве и интерьере
На этом Баухаус не прекратил своё существование: школу пришлось перенести в Дессау, где начались разработки новых объектов для широкого круга лиц. Они старательно изучали распорядок дня каждого заказчика – и это давало им схему, которая была определяющим принципом строительного проекта. Спустя время появилась новая итерация школы, на этот раз уже в Берлине – это была последняя точка Баухаса, но работы на тот момент было проделано мало из-за давления со стороны нацистов и сокращения финансирования проекта. Несмотря на довольно быстрое закрытие школы полицией, её влияние на искусство только продолжало расти. Именно поэтому движение Баухаус до сих пор сохранилось.
Учебная программа на курсах института была построена довольно необычно: на первом курсе акцент делался на цвет, форму и фактуру материалов. На втором студенты создавали свою мебель в мастерских, а уже на третьем – творили на стройплощадках. И только ближе к последнему году обучения им начинали преподавать историю искусств, чтобы привить свой вкус и стиль, а не тот, что основан на работах великих мастеров. Проще говоря, в своей школе Гропиус создал уникальную атмосферу, в которой создавали шедевры, противоречащие всем общепринятым законам искусства, а его студенты считались весьма свободолюбивыми.
Фото: https://www.kultur-online.net/node/19577
Сотрудничество немецких и советских архитекторов
В 20-е годы художники и архитекторы были вовлечены в переговоры Германии с Россией - тогда как раз формировались новые взгляды на искусство и открыта первая выставка современной архитектуры для творцов со всего мира, на которой Баухаус был представлен во всей красе. В 30-е годы ХХ века немецкие и советские архитекторы работали вместе над проектами чиновников. Хотя в полной мере они не могли дать волю своей фантазии, им удалось спроектировать здания по всем принципам процветающего движения. Именно поэтому сегодня в Москве сохранилось немало зданий в стиле баухаус.
Яркий пример тому - целый квартал в Москве, выполненный в 1927-1930х годах по всем канонам немецкой школы: Хавско-Шаболовский массив. Одна из окраин южного района превратилась в целую лабораторию, где под руководством школы Баухаус «Ассоциация новых архитекторов» спроектировала целый рабочий посёлок в этом стиле. Примечательно, что планировка зданий построена таким образом, что жилые помещения выходят на юг и восток, а служебные – на север и запад. Изначально планировалось построить 24 дома, но получилось возвести только 15. Также в то время не хватало буйства красок, поэтому за дело взялся архитектор Николай Травин, который создал проект, где каждый фасад был выполнен в красных, белых и серых тонах. Помимо этого, прослеживалась игра цветовыми плоскостями, совершенно необычная для традиционной архитектуры.
Хавско-Шаболовский массив. Источник фото: https://dzen.ru/a/X6FrVl3FmEXdJAur
По уникальности стиля кварталу на Шаболовке не уступает станция метро «Аэропорт», за проектирование которой взялся Тибор Вайнер вместе с советскими архитекторами. Они попытались отразить тему авиации на её стенах: длинные полосы на сводах, как и веерные вставки, облицованные известняком и мрамором, напоминают стропы парашюта. Такое сочетание как раз и придаёт залу лёгкости и воздушности.
Ещё один объект, отражающий во всей красе стиль, созданный Гропиусом, находится на Новинском бульваре и построен специально для работников Народного комиссариата финансов СССР. Проект, созданный инженером Сергеем Прохоровым и архитекторами Моисеем Гинзбургом и Игнатием Милинисом, выиграл в конкурсе жилого дома для трудящихся, который организовал журнал «Советская архитектура». Гинзбург считал, что этот дом готовит людей к совершенно новому укладу жизни: «Мы сочли совершенно необходимым создание ряда моментов, стимулирующих переход на более высокую форму социально-бытового уклада, но не декретирующих этот переход».
Фото: https://stranabolgariya.ru/foto/dom-narkomfina-na-novinskom-bulvare-v-moskve.html
В доме были длинные коридоры, напоминающие коммунальные; квартиры были небольшими, но двухуровневыми. Интересно, что здание было спроектировано так, чтоб люди встречали восход в спальне, а закат – в гостиной. Цветовое решение помещений, которым занимался профессор Баухауса, Хиннерк Шиппер, не сохранилось. Об этом сейчас можно узнать только из книги Гинзбурга, в которой говорится о том, что в интерьере присутствовали как тёплые тона – охра, светло-жёлтый, так и холодные – голубой, серый и зелёный. В 2020 году дом, который уже напоминал разрушенную крепость, был полностью отреставрирован, и, кстати говоря, в этом процессе участвовал внук архитектора проекта – Алексей Гинзбург.
В целом, эпоха Баухауса не прошла в Москве бесследно, несмотря на то, что некоторые проекты остались только на бумаге. [МП]