Стиль баухаус в строительстве и интерьере
Стиль баухаус в строительстве и интерьере

Стиль баухаус в строительстве и интерьере

Стиль баухаус в строительстве и интерьере
Стиль баухаус в строительстве и интерьере
Легендарная немецкая Высшая школа строительства и конструирования Баухаус отметила свой 100-летний юбилей. Необычное название переводится буквально как «дом строительства». Чем она так примечательна и необычна? Ведь сегодня этот стиль можно встретить не только на улицах Германии, но и по всему миру.
В 1919 году Вальтер Гропиус основал школу, которая должна была объединить все виды искусства под одной крышей. Она была центром для уникальных творцов, которые создавали шедевры того времени. Преподавали в школе искусств также известные личности, такие как Василий Кандинский и Йозеф Альберс. Школа была открыта в нескольких городах Германии в разное время - на это повлияла нестабильная ситуация в стране. Учебное заведение в Веймере представляло из себя место, где были заложены идеалы, согласно которым искусство должно было стать единым целым и выполнять важную социальную роль. Но школа была вынуждена закрыть свои двери для студентов.

На этом Баухаус не прекратил своё существование: школу пришлось перенести в Дессау, где начались разработки новых объектов для широкого круга лиц. Они старательно изучали распорядок дня каждого заказчика – и это давало им схему, которая была определяющим принципом строительного проекта. Спустя время появилась новая итерация школы, на этот раз уже в Берлине – это была последняя точка Баухаса, но работы на тот момент было проделано мало из-за давления со стороны нацистов и сокращения финансирования проекта. Несмотря на довольно быстрое закрытие школы полицией, её влияние на искусство только продолжало расти. Именно поэтому движение Баухаус до сих пор сохранилось.

shutterstock_1136233202.jpg

Учебная программа на курсах института была построена довольно необычно: на первом курсе акцент делался на цвет, форму и фактуру материалов. На втором студенты создавали свою мебель в мастерских, а уже на третьем – творили на стройплощадках. И только ближе к последнему году обучения им начинали преподавать историю искусств, чтобы привить свой вкус и стиль, а не тот, что основан на работах великих мастеров. Проще говоря, в своей школе Гропиус создал уникальную атмосферу, в которой создавали шедевры, противоречащие всем общепринятым законам искусства, а его студенты считались весьма свободолюбивыми.

1.jpg

Фото: https://www.kultur-online.net/node/19577

Сотрудничество немецких и советских архитекторов

В 20-е годы художники и архитекторы были вовлечены в переговоры Германии с Россией - тогда как раз формировались новые взгляды на искусство и открыта первая выставка современной архитектуры для творцов со всего мира, на которой Баухаус был представлен во всей красе. В 30-е годы ХХ века немецкие и советские архитекторы работали вместе над проектами чиновников. Хотя в полной мере они не могли дать волю своей фантазии, им удалось спроектировать здания по всем принципам процветающего движения. Именно поэтому сегодня в Москве сохранилось немало зданий в стиле баухаус.

Яркий пример тому - целый квартал в Москве, выполненный в 1927-1930х годах по всем канонам немецкой школы: Хавско-Шаболовский массив. Одна из окраин южного района превратилась в целую лабораторию, где под руководством школы Баухаус «Ассоциация новых архитекторов» спроектировала целый рабочий посёлок в этом стиле. Примечательно, что планировка зданий построена таким образом, что жилые помещения выходят на юг и восток, а служебные – на север и запад. Изначально планировалось построить 24 дома, но получилось возвести только 15. Также в то время не хватало буйства красок, поэтому за дело взялся архитектор Николай Травин, который создал проект, где каждый фасад был выполнен в красных, белых и серых тонах. Помимо этого, прослеживалась игра цветовыми плоскостями, совершенно необычная для традиционной архитектуры.

4.jpg

Хавско-Шаболовский массив. Источник фото: https://dzen.ru/a/X6FrVl3FmEXdJAur

По уникальности стиля кварталу на Шаболовке не уступает станция метро «Аэропорт», за проектирование которой взялся Тибор Вайнер вместе с советскими архитекторами. Они попытались отразить тему авиации на её стенах: длинные полосы на сводах, как и веерные вставки, облицованные известняком и мрамором, напоминают стропы парашюта. Такое сочетание как раз и придаёт залу лёгкости и воздушности.

shutterstock_1692631642.jpg

Ещё один объект, отражающий во всей красе стиль, созданный Гропиусом, находится на Новинском бульваре и построен специально для работников Народного комиссариата финансов СССР. Проект, созданный инженером Сергеем Прохоровым и архитекторами Моисеем Гинзбургом и Игнатием Милинисом, выиграл в конкурсе жилого дома для трудящихся, который организовал журнал «Советская архитектура». Гинзбург считал, что этот дом готовит людей к совершенно новому укладу жизни: «Мы сочли совершенно необходимым создание ряда моментов, стимулирующих переход на более высокую форму социально-бытового уклада, но не декретирующих этот переход».

5.jpg

Фото: https://stranabolgariya.ru/foto/dom-narkomfina-na-novinskom-bulvare-v-moskve.html

В доме были длинные коридоры, напоминающие коммунальные; квартиры были небольшими, но двухуровневыми. Интересно, что здание было спроектировано так, чтоб люди встречали восход в спальне, а закат – в гостиной. Цветовое решение помещений, которым занимался профессор Баухауса, Хиннерк Шиппер, не сохранилось. Об этом сейчас можно узнать только из книги Гинзбурга, в которой говорится о том, что в интерьере присутствовали как тёплые тона – охра, светло-жёлтый, так и холодные – голубой, серый и зелёный. В 2020 году дом, который уже напоминал разрушенную крепость, был полностью отреставрирован, и, кстати говоря, в этом процессе участвовал внук архитектора проекта – Алексей Гинзбург.

В целом, эпоха Баухауса не прошла в Москве бесследно, несмотря на то, что некоторые проекты остались только на бумаге. [МП]