«Тепленькая» пошла - Московская перспектива

«Тепленькая» пошла

«Тепленькая» пошла
«Тепленькая» пошла Фото: АГН Москва
Открыто движение по каналу имени Москвы

16 августа открылось транзитное движение судов по каналу им. Москвы. Ремонтные работы на проблемном участке завершены, испытания окончены, судоходство безопасно. Одновременно с этим московские власти заявили о планах по реконструкции Перервинского гидроузла. Соответствующее решение вынесла Градостроительно-земельная комиссия Москвы.

Перервинский гидроузел находится на юго-востоке столицы и входит в состав канала им. Москвы. Он состоит из водосливной железобетонной плотины с семью пролетами, перекрытыми стальными затворами, гидроэлектростанции и шлюза с большой камерой для пропуска крупных судов. Также предусмотрена малая камера для небольших прогулочных катеров. Общая площадь сооружений узла превышает
41 тыс. кв. метров, а высота сооружений достигает 18 метров.

Первая плотина в этом месте была построена еще в позапрошлом веке, и уже тогда на ней работали шлюзы. К 1923 году она обветшала, и ее пришлось перестроить. В 1938 году Перервинский гидроузел был завершен. Он позволил открыть сквозной путь для судов через Москву-реку по территории города. В 2019-м назрела необходимость новой реконструкции.

«На территории площадью более 82 га модернизируют гидротехнические сооружения, реконструируют шлюзы, плотину, тепловую электростанцию и выполнят другие работы», – отметила председатель Москомстройинвеста Анастасия Пятова.

Большой ремонт

Необходимость в масштабной реконструкции сооружений канала им. Москвы назрела давно. Как отметил руководитель ФГБУ «Канал имени Москвы» Герман Елянюшкин, многим сооружениям уже по 80 лет. Некоторые из них ограниченно работоспособны, хотя и, по словам Елянюшкина, безопасны.

С 2019 по 2024 год в реконструкцию и модернизацию инфраструктуры вложат порядка 20 млрд рублей. В начале этого года на канале уже произошла авария – размыв и провал грунта в месте стыка автомобильного тоннеля на Волоколамском шоссе. В связи с этим открытие навигации было перенесено с конца апреля на 1 июня.

Специалистам пришлось демонтировать построенное в 2000 году сооружение: полностью разобрать западную дамбу и напорную часть восточной, а также вскрыть дно, чтобы оголить металлическую защиту бетонной конструкции тоннеля. Затем была произведена укладка подстилающих слоев противофильтрационного экрана из суглинка с последующей его защитой щебнем и бетонными плитами.

Однако при заполнении проблемного участка водой обнаружилась новая течь. Каналу на этом участке уже 80 лет, и многие проблемы связаны с износом инфраструктуры. Но в случившемся была виновата реконструкция, проведенная в 2000-х годах: неплотное примыкание элементов шпунта строительного котлована. Чтобы найти течь, пришлось вынимать грунт до необходимой глубины, и лишь после этого удалось заделать проблемный участок бетоном.

Работы обошлись в 211 млн рублей. Из-за проблем с навигацией грузоперевозчики также потеряли миллионы: свои убытки судоходная отрасль оценила в 2,5–3 млн рублей в сутки. В итоге восстановить судоходство на проблемном участке удалось только 16 августа.

На данном этапе эксплуатация канала осуществляется под постоянным наблюдением специалистов. Гидротехники несколько раз в день снимают показания контрольно-измерительной аппаратуры, совершают визуальный осмотр дамб, дренажной системы тоннеля и других гидротехнических сооружений во избежание нештатных ситуаций. Кроме того, на участке дежурят представители подрядных и смежных организаций.

Зачем Москве канал?

Первые проекты по созданию канала между Москвой-рекой и Волгой историки относят к 1674 году, водный путь мог пройти от реки Тверцы с использованием Ильмень-озера и реки Цны. При Петре I подобных проектов предлагалось несколько. Однако до начала стройки дело не дошло.

В 30-е годы прошлого века Москву-реку у Кремля можно было перейти вброд. Воды столице не хватало катастрофически, с ростом города проблема усиливалась. И вот в 1932 году началась масштабная стройка – за 4 года и 8 месяцев соорудили грандиозный объект: длина канала – 128 км, ширина по поверхности – 85 метров, по дну – 45 метров, глубина – 5,5 метра. На нем 11 шлюзов, 10 плотин, восемь гидроэлектростанций, семь железнодорожных и 12 шоссейных мостов, два тоннеля, две паромные переправы для автотранспорта. В общей сложности на балансе предприятия 240 гидротехнических сооружений. Канал разделен на несколько участков с заградительными затворами, которые позволяют перекрывать отдельные его участки, например, для проведения ремонта.

Кроме того, основная часть питьевой воды в Москву поступает именно из этого водоема. Фактически это волжская вода, которая наполняет канал при помощи насосов в районе Дубны. Также по воде в Москву попадает заметная часть грузов – стройматериалы, зерно, уголь и лес. Благодаря судоходству возможно и пассажирское сообщение – круизы по всей Волге и даже до Уфы, Перми и Ростова-на-Дону.