У московского метро есть собственный музыкальный коллектив: рассказываем об уникальном хоре

У московского метро есть собственный музыкальный коллектив: рассказываем об уникальном хоре

У московского метро есть собственный музыкальный коллектив: рассказываем об уникальном хоре
У московского метро есть собственный музыкальный коллектив: рассказываем об уникальном хоре
Мало какая подземка мира может похвастаться наличием собственного музыкального коллектива. А в столице он есть. В репертуаре Академического хора Московского метрополитена – оперные партии, кантаты, оратории, духовная музыка, народные песни, мюзиклы и рок-композиции. И все эти сложные произведения исполняют не профессиональные музыканты, а сотрудники метро. И исполняют на очень высоком уровне! О деятельности коллектива газете «Московская перспектива» рассказал художественный руководитель и дирижер хора, лауреат Гранта Президента России, профессор Борис Тараканов.

7ca3de76-63c0-44db-8c25-d15309411424.JPG

Борис, ваш хор первый и единственный в мире в системе подземного транспорта. Как возникла идея его создания?
– Хор существует уже шесть лет. А началось все с того, что ко мне обратился Павел Сухарников, замдиректора Университета транспорта Москвы, с просьбой придумать что-нибудь в рамках проекта «Ночь в метро». Поразмышляв, я предложил ему оперу в метро. Он спросил тогда: «А это круто?» Я ответил: «Нет. Это мегакруто!» Одним словом, мы тогда решили, что опере в метро быть. И когда мы собрали Президентский оркестр России, хор из 270 человек, набрали солистов, причем из Датской королевской оперы, из «Новой оперы», из Большого театра, и исполнили «Сельскую честь» Масканьи на станции «Кропоткинская», это была сенсация. Потому что ничего подобного в мире еще не делалось. К мероприятию был большой интерес, а после возникла идея: а не создать ли хор Московского метрополитена? И поскольку я уже был испытан в работе, это предложили сделать мне.

Любительских хоров существует великое множество. Но хор Московского метрополитена – явление поистине уникальное. Прежде всего потому, что он демонстрирует профессиональное исполнение…
– Здесь нужно заметить, что члены хора – на сто процентов работники метро. Это машинисты, помощники машинистов, дежурные по станции, тоннельные рабочие, сотрудники службы безопасности и службы сбора доходов, инженерных подразделений. Ни одного «покупного» исполнителя со стороны у нас нет. Эти талантливые, интересные, неординарные люди все служат в метро.

Для того чтобы попасть в хор, нужно пройти конкурс, выдержать экзамен, прослушивание?
– Все гораздо проще. У меня давно выработалась на этот счет своя политика: есть два критерия отбора – это интонация и мотивация. Сейчас я не смогу взять в хор человека, который не интонирует, то есть не попадает в ноты, потому что с ним нужно работать отдельно, а такой возможности нет. В этом случае я советую позаниматься с педагогом по вокалу. И бывало, что люди действительно брали уроки, а потом возвращались, и я их брал в хор. А второй главный критерий – это мотивация, желание заниматься хоровым делом. Я настраиваю ребят на профессиональную, серьезную работу. Это и опера в метро, и концерты на многих престижных площадках. Например, 27 мая у нас будет большой концерт с симфоническим оркестром в католическом соборе на Малой Грузинской. Программа называется «Месса в опере», это сочетание двух начал – светского и духовного. Одним словом, всем приходящим в хор я объясняю, что здесь легко не будет, но взамен вы получите то, о чем будете рассказывать внукам.

Необходимо ли иметь музыкальное образование?
– У некоторых участников хора оно есть, кто-то окончил музыкальную школу по классу баяна, фортепиано или гитары, но в основном это люди, просто интонирующие и любящие петь. Скажем так, музыкальное образование не является критерием для приема. Второй момент – я всегда обращаю внимание на человеческие качества. Плохих людей хор – как живой организм – отсеивает, сам исторгает то, что ему неприятно.

Каким образом люди совмещают работу и хоровое пение?
– Руководство метрополитена приняло решение, что занятия проходят во время рабочего дня, эти часы оплачиваются. А помимо этого участники хора даже получают какие-то надбавки, то есть в хоре петь не только престижно, не только интересно, но еще и выгодно.

Насколько тесно вы общаетесь вне концертной и репетиционной деятельности?
– Хор постепенно становится большой семьей. В нем возникают взаимоотношения, иногда образуются пары, люди даже вступают в брак. И естественно, мы отмечаем праздники, дни рождения или просто встречаемся, потому что нам вдруг захотелось собраться вместе. На таких посиделках всегда много разговоров, много хорошего вина, пахнет жареным мясом, во всем этом много радости – много жизни! И это очень сплачивает, объединяет, помогает творить дальше.

Расскажите поподробнее о своих солистах. Они у вас невероятно обаятельные.
– У нас их несколько, но основных – двое: Анатолий Сорокин и Павел Артемьев. И Толик, и Паша очень сильные «природные» вокалисты, но развиваются они по разным направлениям. И если, например, у Паши это академическое, оперное направление, то у Толика – формат классической эстрады и мюзикла. Голос густой, тембристый, сильный! Причем если закрыть глаза, можно подумать, что это поет Магомаев! У обоих ребят природная постановка голоса. Я считаю, что Бог поцеловал каждого из них. А Павел Артемьев мотивирован настолько, что сейчас дополнительно занимается вокалом с лидер-басом «Геликон-оперы» Григорием Соловьёвым, и он из него делает оперного певца. Уже через полгода занятий Паша пел вторую арию Калафа из «Турандот». Поражает, какими темпами он вокально совершенствуется, будучи механиком метрополитена. У него золотые руки, и мне кажется, что нет ничего, что он не мог бы починить. А это тоже особая форма таланта. К тому же это человек огромной души, не отказывающий ни в какой помощи.

Скажите, пожалуйста, у вас ведь академическое музыкальное образование?
– У меня первое образование технико-экономическое, Государственный университет управления. Благодаря ему я 16 лет отработал в Центробанке России ведущим экспертом по стандартологии и централизации информационных систем. Одновременно руководил хором РХТУ им. Д. И. Менделеева, и потом, когда уже пошли интервью и на радио «Орфей», и в глянцевых журналах, руководство Центробанка попросило меня выбрать, чем я буду заниматься. Я выбрал тех людей, которые мне поверили, и полностью ушел в хоровое дело. Параллельно окончил дирижерско-хоровое отделение Университета культуры, диплом по номеру специальности и набору дисциплин идентичен консерваторскому. В общем, на стыке наук приходится заниматься интеграцией в хоровом деле, придумывать проекты, интересные, нестандартные решения.

Но вы ведь руководили и профессиональным хором?
– Нет, к сожалению или к счастью, не руководил, потому что я изначально настроен на любительское искусство.
Мне гораздо интереснее, чтобы обычные люди запели профессиональный репертуар, на профессиональном уровне, в сопровождении профессиональных оркестров, но при этом оставались любителями, которые позволяют себе заниматься музыкой. Вот это уже целая философия, у меня даже на эту тему вышла книга в соавторстве с хормейстером и композитором Антоном Фёдоровым, называется «Хор вам в помощь!», подзаголовок «Как в наше время создать хор и не сойти с ума».

И в чем секрет, можно ли одним предложением это выразить?
– Я скажу, что просто надо людей любить и им доверять. И вот тогда через этих людей, которые представляют разные специальности, разные структуры, в жизнь хора придут и помещение, и финансирование, и костюмы, и какие-то репертуарные идеи, и все что угодно. Все это делается через любовь, через дружбу, через попытку увлечь людей тем, что им интересно.

На каких площадках проходят ваши концерты?
– Мы выступали и в Кремле, и на «ВТБ Арене», и в Московском доме актера, в Доме ученых, в Большом зале консерватории… Сейчас идут переговоры с «Зарядьем». Недавно было выступление на Южном речном вокзале после его открытия – на День Победы. Там мы давали концерт прямо на крыше вокзала, потом на парадной лестнице, которая выходит на Москву-реку. Еще у нас есть традиция – обязательно поздравлять ветеранов метрополитена в депо «Северное». Это самое старое депо в Москве, откуда уходил первый метропоезд. Там мы собираем ветеранов, в сопровождении духового оркестра МВД исполняем военные песни. На концерте всегда царит очень душевная, по-домашнему теплая атмосфера.

А недавно у нас был совместный проект с театром «Ромэн», когда цыганские хиты звучали в сопровождении большого хора и симфонического оркестра Mendeleev Filarmonica под управлением гениального Евгения Рубцова. Все хоровые партитуры были сняты Антоном Фёдоровым с оцифрованных граммофонных пластинок. Это было довольно неожиданное мероприятие, ведь мы предложили цыганам попробовать спеть оперу. И они прекрасно справились! Валерия Янышева исполнила в таком шансонном духе «Хабанеру» на французском, а ее муж Петр Янышев пел вторую арию Калафа из «Турандот». С оркестром, хором! А над всем этим царила скрипка неповторимой Екатерины Лимановой.

Хор получает деньги за свои выступления?
– Нет, мы же некоммерческая творческая структура. Мы, во-первых, не имеем права брать деньги за концерт, во-вторых, можем позволить себе этого не делать. И даже если мы принимаем участие в мероприятиях, на которые продаются билеты, эти средства идут не нам. Например, сборы за упомянутый концерт в соборе на Малой Грузинской пойдут на ремонт органа. Это швейцарский орган, ему уже 50 лет, а детали сложно сейчас выписать из Швейцарии, платежи туда не проходят. Поэтому продумывают какое-то импортозамещение по изготовлению этих запчастей, это требует больших затрат. Вот мы как можем помогаем этому замечательному инструменту.

И последний вопрос – какими чертами характера нужно обладать, чтобы петь в хоре?
– Нужно иметь особую организацию души, особую структуру мышления. В Древней Греции, например, считалось, что пение в хоре – это удел аристократов, и тот человек, который не мог этого делать, считался второсортным. Даже существовал термин «ахоремус». Если о ком-то говорили: ахоремус, это означало, что он не может петь в хоре. В античности это было очень важным элементом жизни, воспитания, культа. Исходя из своего опыта, я понял, что для того чтобы петь в хоре, нужно иметь особый дар. А для того чтобы создать большой, тембральный, энергетический ансамбль, нужно изрядно потрудиться. Открою секрет – если стоящие рядом в хоре два человека ненавидят друг друга, между ними невозможен полноценный унисон. И я понял одно: хороведение не является мертвой наукой, оно развивается и делает новые открытия.

Посмотреть выступления хора можно здесь и здесь.

Теги: #