Успеть за пятнадцать минут

Успеть за пятнадцать минут

Успеть за пятнадцать минут
Успеть за пятнадцать минут
Концепция комфортного города успешно реализуется в Москве – 90 процентов ее жителей довольны уровнем сервиса. Такие данные на основании общероссийского исследования озвучил декан факультета городского и регионального развития НИУ ВШЭ Евгений Михайленко. «МП» расспросила руководителей столичных департаментов и экспертов, что сегодня означает понятие «комфортная среда» и каким образом можно обеспечить ее в Москве.

Сегодня городской комфорт – это когда все под рукой.
А точнее – в шаговой доступности у горожан должны быть места работы, учебы и отдыха, магазины, торгово-развлекательные центры, поликлиники, больницы, детские сады и школы, парки и скверы. Причем важно, что дойти до любой точки можно за 15 минут. «Просто представьте: вы с утра просыпаетесь в комфортной квартире, до работы пешком 15 минут, для детей рядом – школа. Удобно? Конечно», – размышляет глава столичного департамента строительства Рафик Загрутдинов. По его словам, Москва делает все, чтобы мечта о комфорте становилась реальностью уже сейчас. В качестве примера он приводит создаваемые районы по реновации. Новые дома оборудованы «умными» счетчиками, есть колясочные и помещения для консьержей – с таких простых элементов любого дома начинаются удобства жителей мегаполиса. Система посчитает потраченные воду и электро-
энергию, коляску или велосипед не нужно затаскивать по узким лестницам на высокий этаж без лифта, а консьерж проследит за порядком. «Выходите, а на первых этажах дома есть магазины, кафе, аптеки, отделения банков, небольшой творческий центр, – продолжает Загрутдинов. – Рядом детский сад и школа, остановка метро. Да и работа поблизости». Эксперты подсчитали: для комфортной жизни до каждого из этих пунктов назначения добираться нужно за 15 минут. Концепцию так и назвали – «15-минутный город», ее основоположниками стали французы. Термин совсем молодой, закрепился он всего шесть лет назад. Урбанисты активно его пропагандируют, стремясь показать необходимость комплексного развития городских районов.

Простая установка
Мы часто слышим, что для качественной жизни и хорошего самочувствия достаточно 15 минут. Выполнять зарядку по утрам, устраивать короткий перерыв на работе, дойти до парка, поиграть с детьми – это займет 15 минут. Если масштабировать идею, то ее можно применить к обустройству и каждого района в отдельности, и города в целом. В Москве к принципу 15-минутного города пришли несколько лет назад, сделав очень многое для его реализации на практике. «При создании городской среды мы должны учитывать разнообразие и пользу, безопасность, экологичность, доступность городских объектов», – озвучил базовые требования к мегаполису и его обустройству главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов. В каждом районе можно найти все, что нужно для жизни: места работы или учебы, кафе и магазин, парк и спортивную площадку, культурные развлечения. В ряде городов мира стараются реализовать этот принцип «15-минутного города». Начинают чаще всего с центра: приоритет отдают пешеходам или велосипедистам, расширяя пространства для них. Все необходимое – на близком расстоянии. Москва тоже пошла по такому пути: разгрузила свой центр, стараясь создать места притяжения в каждом районе. «Опросы показывают, что москвичи лучше всего обеспечены детскими и транспортными сервисами, продуктами, бытовыми и lifestyle-сервисами. Все это объекты повседневной потребности, и как правило, они находятся в шаговой доступности», – приводит данные исследования декан факультета городского и регионального развития НИУ ВШЭ Евгений Михайленко.

Расстояние, помноженное на время 
Когда к столице добавились новые территории, идею полицентризма перенесли и туда. «Нам не нужен огромный спальный район, – сказал о расширении столицы руководитель департамента развития новых территорий Владимир Жидкин. – Именно поэтому в Генплане и в Правилах землепользования и застройки Новой Москвы особое внимание уделено точкам роста. Они предполагают создание производственных, социальных, спортивных и рекреационных комплексов». Эксперты отмечают, что пока Москва находится в процессе создания «15-минутного города».Огромная часть пути пройдена: расширилась сеть метро, появились новые виды транспортного сообщения – Московские центральные диаметры и кольцо, ставку делают на общественный транспорт.

Согласно результатам исследования НИУ ВШЭ, для москвичей остановки общественного транспорта в шаговой доступности являются очень важным фактором, ими обеспечены 96 процентов респондентов. Ведь на дорогу до места работы или учебы 66 процентов жителей столицы тратят от 30 минут до полутора часов. Комфортный город – это город, в котором эти расстояния будут сокращены.

Делать в комплексе
«При выборе жилья покупатели всегда смотрят, что расположено вокруг дома, в котором они будут жить, – пояснила риелтор Галина Морозова. – Спрос на доступность растет. Особенно это заметно в новых кварталах – на юге города таким, например, стал ЗИЛ». А ведь если вспомнить, эта площадка была промышленной территорией. Теперь там есть все: дома, набережная, парки, аллеи, велодорожки, детские и спортивные площадки, огромная школа, магазины, офисы и прочее. Безусловно, стройка еще продолжается. Однако это временно. С вводом каждого объекта престиж района растет. А вместе с ним и привлекательность жизни, когда все есть под рукой. Бывшая промзона «ЗИЛ» – только «первая ласточка» в комплексном освоении некогда заброшенных, депрессивных территорий. Заместитель генерального директора фонда ДОМ.РФ Антон Финогенов отметил важную составляющую городских преобразований. Чтобы добиться эффекта тех самых 15 минут, необходимо «сдвигать» офисы из центра на периферию. Москва уже приняла такую программу, дав возможность участвовать инвесторам. Они получат налоговые преференции и ряд субсидий и льгот при строительстве офисов за пределами Третьего транспортного кольца. Расширяться могут и за пределами МКАД.

Другой аспект – модернизация производств. Сегодня в центре города не нужны заводские гиганты с коптящими трубами. Их должны сменить инновационные площадки, выпускающие востребованную продукцию. Удачный пример – развитие особой экономической зоны «Технополис «Москва». На юго-востоке города есть места для самых разных компаний и производств. А на днях заработала новая площадка в Руднево. Сегодня в распоряжении ОЭЗ – Печатники, Руднево и Алабушево. Лекарства, медицинские изделия, электротранспорт, светильники – перечень продукции и услуг внушительный. «На данный момент в ОЭЗ «Технополис «Москва» действуют 90 высокотехнологичных компаний, обладающих статусом резидента, который дает право на налоговые и таможенные преференции. Эти предприятия создают радиоаппаратуру, медицинское оборудование и препараты, разрабатывают новые материалы, энергоэффективные решения и программное обеспечение. Больше всего резидентов особой экономической зоны среди предприятий микроэлектроники», – приводит данные генеральный директор ОЭЗ «Технополис «Москва» Геннадий Дёгтев.

Таким образом, подобные площадки привлекают специалистов, создавая особые условия для их работы. Для отгрузки товаров ОЭЗ также удобна – есть подъездные пути, а вскоре на юго-востоке столицы заработает московский скоростной диаметр. Транспортная доступность и высокотехнологичные производства – еще один бонус в копилку реализации концепции «15-минутного города».

Поближе к природе
Чего всегда не хватало большим городам, так это экологичности. Москва ломает этот тренд, делая ставку на парки, пешеходные пространства и уютные дворы в каждом районе. Сегодня не нужно ехать далеко за город, чтобы насладиться пением птиц и свежим воздухом. Парки создаются тут же, в мегаполисе, в каждом его районе. «Например, в Новой Москве за десять лет их создано свыше двух десятков», – отметил руководитель департамента развития новых территорий Владимир Жидкин. Есть новые рекреационные и притягательные пространства и в центре, и в округах столицы. «Зарядье», «Лужники», ВДНХ тоже получили свою природную составляющую. И таких примеров с каждым годом становится все больше.

Городская мозаика
Сегодня вместо разделения зон на жилые, офисные и развлекательные город становится «мозаикой» из районов. И важно создать свои центры притяжения в каждом из них, сократив маятниковую миграцию между разными частями города. Это уменьшит перепробег транспорта.  И здесь в концепцию закладывается другой важный аспект – повышение экологичности города. Благодаря тому, что ставка делается на электро- и подземный транспорт, создание парков, развитие центров притяжения в районах, на улицах становится меньше вредных выбросов. «Эра спальных районов заканчивается, нужны те, в которых комфортно проводить целый день», – уверен урбанист Сергей Капков. Он подчеркнул, что сегодня важный аспект развития каждого района – это умение бережно обращаться со временем его жителей. И Москва сейчас на пути к решению этой сложной задачи по изменению городской ткани под потребности и запросы ее жителей. «Самым неожиданным выводом нашего исследования стало то, что взаимосвязь между социальным самочувствием и комфортностью городской среды оказалась очень сильна. Это необходимо учитывать при создании новых градостроительных и транспортных проектов. Как никогда важно повышать комфорт горожан, и городская среда может стать эффективным инструментом в этом процессе», – резюмировал Евгений Михайленко.

Теги: #