В честь какого события отмечается День народного единства
СМУТНОЕ ВРЕМЯ
Большая смута началась в государстве русском в 1598 году после смерти царя Федора Иоанновича, который не оставил наследников. Царствовавшая несколько веков династия Рюриковичей пресеклась, спровоцировав народные восстания и ожесточенную борьбу за российский престол.
В итоге Земский собор избрал правителем Руси прежнего царского регента Бориса Годунова, который получил трон не по наследству, поэтому большая часть знати не признавала его прав на царство. Колебались и низшие сословия, не считая Бориску законным самодержцем. Ситуацию усугубляли распространявшиеся слухи о том, что Дмитрий, восьмилетний сын Ивана Грозного, скончавшийся в Угличе в 1591 году, жив.
Через несколько лет в Речи Посполитой объявился «чудом спасшийся» царевич Дмитрий, который, по мнению историков, являлся монахом Чудова монастыря Григорием Отрепьевым. Самозванец произвел впечатление на польского короля Сигизмунда III, который оказал ему поддержку в притязаниях на русский престол в обмен на обещание отдать Речи Посполитой Смоленскую область и часть Северской земли и способствовать распространению на Руси католической веры.
В конце 1604 года он перебирается в Россию, а вскоре при невыясненных обстоятельствах умирает Борис Годунов, и власть в стране переходит в руки царя-самозванца. Однако бояре не оценили иностранный стиль управления государством. Политика царя-авантюриста вызвала опасения у боярской верхушки, готовившей заговор, во главе которого стоял Василий Шуйский.
В 1606-м произошло восстание москвичей, в ходе которого Лжедмитрий I был свергнут с престола и казнен. Место главы государства занял боярин Василий Шуйский, но и ему не удалось стабилизировать положение в стране, в статусе правителя он был лишь четыре года. Борьба боярских «партий» продолжилась.
ТУШИНСКИЙ ВОР
Летом того же года распространились слухи о повторном чудесном спасении царевича Дмитрия. На волне этой новости беглый холоп Иван Болотников назвал себя воеводой царя Дмитрия и возглавил в Путивле войска восставшего пограничья. Повстанческое войско дважды выступало на Москву, но оба раза терпело поражение. После победы войск Шуйского в октябре 1607 года Болотникова сослали в город Каргополь Архангельской области, где ослепили и утопили в проруби.
Между тем на Руси объявился новый самозванец – Лжедмитрий II. Никто не знал, кем он был прежде, но его активно поддерживала польская шляхта. Начался новый этап смуты, который теперь сопровождался открытой польской интервенцией. На пике своего влияния самозванец контролировал значительную часть территории страны, но ему так и не удалось взять Москву.
Тогда он собрал войско, состоявшее из казаков, мятежников и польско-литовских отрядов, и в июне 1608 года обосновался в подмосковном селе Тушино, из-за чего его впоследствии прозвали «тушинским вором». Лжедмитрий II пытался переманить на свою сторону бояр и захватить престол, но все его попытки потерпели поражение. А в 1609 году интервенцию против России начинает польский король Сигизмунд III. Значительная часть страны оказывается под контролем польско-литовских отрядов. Власть переходит к совету бояр (семибоярщине), который присягнул на верность польскому королевичу, сыну Сигизмунда, иностранные войска оккупируют Москву.
ФОРМИРОВАНИЕ ОПОЛЧЕНИЯ
Однако в 1611-м в российском государстве начинается патриотический подъем. Патриарх Гермоген рассылает по русским городам грамоты, призывающие спасти государство: «Вы видите, как ваше Отечество расхищается, как ругаются над святыми иконами и храмами, как проливают кровь невинную». Отклик призывы Гермогена находят в Рязани, там формируется первое народное ополчение. Оно двинулось к столице, где вспыхнуло восстание, важную роль в котором играл князь Дмитрий Пожарский. Подошедшее войско ополченцев отвоевывает у агрессоров Китай-город. Казалось, победа близка, но внутренние распри между казаками и дворянами приводят к распаду ополчения.
ОСВОБОЖДЕНИЕ МОСКВЫ
Патриарх Гермоген вновь обращается к народу с воззванием продолжить борьбу за освобождение русской земли. По инициативе нижегородского земского старосты Кузьмы Минина в Нижнем Новгороде формируется второе народное ополчение, которое теперь возглавляет опытный воевода Дмитрий Пожарский. Но все же главным вдохновителем похода на Москву становится Кузьма Минин. По пути продвижения ополчения к столице Минин организовывал сбор чрезвычайного налога для выплаты жалованья ратным людям. Во многом благодаря его усилиям земское войско, подошедшее в августе 1612 года к Москве, отличалось хорошей организованностью и снабжением.
Подойдя 20 августа к Москве во главе основных сил второго ополчения, Пожарский приказал построить между Арбатскими и Чертольскими воротами укрепления для отпора армии литовского военачальника Яна Ходкевича. После жестокого сражения к вечеру 24 августа войска Ходкевича вместе с поляками были разбиты, но еще два месяца продолжалась борьба ополченцев с засевшими на территории Китай-города поляками. Только 4 ноября князь Пожарский вошел за его ограждения с Казанской иконой Божией Матери. Именно с этим образом ополчение освобождало Китай-город и Кремль. Народ связывал свою победу с ее заступничеством. В 1613 году в память об освобождении Москвы новый царь Михаил Федорович установил церковно-государственный праздник в честь Казанской иконы Божией Матери. А на личные пожертвования князя Пожарского на Красной площади был построен Казанский собор, где разместили чудотворную икону.
ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА
В 1649 году царь Алексей Михайлович распорядился отмечать день Казанской иконы Божией Матери не только летом, но и 4 ноября, когда у него родился первенец Дмитрий Алексеевич. Запись о праздновании Казанской иконы Божией Матери в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 году сохранилась в православном и народном календарях. А в 1818 году по указу императора Александра I на Красной площади установили памятник гражданину Кузьме Минину и князю Дмитрию Пожарскому работы Ивана Мартоса. Бронзовый монумент стал первым в истории России памятником, возведенным народным героям.
Объявить 4 ноября Днем народного единства предложил Межрелигиозный совет России в сентябре 2004 года. Идею поддержали Комитет по труду и социальной политике Государственной Думы РФ, а также Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Он сказал, что праздник должен напоминать о том, как сотни лет назад жители России одолели общего врага и помогли установить мир.