В поселках МО втрое выросло предложение по продаже участков с подрядом на стройку дома

В ИНКОМ-Недвижимость рассмотрели изменения в составе экспозиции первичного рынка загородной недвижимости. В частности, аналитики зафиксировали рост доли проектов коттеджного формата: в сентябре 2023 г. в совокупном объеме загородных первичных поселков они занимали 27%, сейчас 33%. Если говорить об объектах, то коттеджи в суммарном предложении сейчас представляют 16% против 10% год назад.
Кроме того, специалисты компании обращают внимание на 3-кратный прирост доли проектов УБП с дополнительной услугой от девелопера – подрядом на возведение дома.
«Традиционно поселки УБП – это в чистом виде земельный формат, когда продаются участки, и в дальнейшем все действия покупатель выполняет самостоятельно, то есть, он может строить или подождать, искать подрядчика или все делать своими руками т. д. Сейчас увеличивается количество поселков, где в качестве дополнительной опции выступает подряд от самого девелопера: год назад они составляли 11% в общем объеме проектов УБП, сегодня 33%: рост в три раза – это значимый показатель, – говорит Дмитрий Таганов, руководитель Аналитического центра ИНКОМ-Недвижимость.
– Следует отметить, что такими проектами не интересуются крупные застройщики, они и без того уверены в реализации своих поселков с коттеджами. Над этим работают девелоперы сегмента УБП – различные земельные компании, которые ранее занимались только продажей участков: для них возведение домов является своеобразным тест-драйвом, они пробуют себя в новом деле.
Однако некоторые земельные девелоперы выбирают другой вариант: продать определенный пул участков в поселке УБП сторонней строительной организации, которая, в свою очередь, предлагает покупателям либо возведенные дома, либо услугу подряда – но по нашей классификации, в данном случае речь идет об объектах не первичного, а вторичного рынка.
Это подтверждает общность тенденции – загородный сегмент разворачивается от земельного формата к застройке: крупные, средние и мелкие строительные компании и земельные девелоперы понимают требования рынка. А они таковы, что покупатели нацелены на приобретение домов от застройщиков.
Если рассматривать подмосковную загородку в двадцатилетней ретроспективе, мы увидим: в конце 2000-х годов рынок отвернулся от коттеджей в сторону земельных участков, с начала 2010-х годов мы ждали обратную тенденцию – что рынок насытится УБП и вернется к покупке возведенных застройщиком домов, сейчас мы именно это наблюдаем. Данный тренд вновь получил развитие в пандемийном 2020 году, очевидно, что в дальнейшем он сохранится.
Безусловно, на все сегменты недвижимости сегодня влияет удорожание ипотеки и отмена массовой льготной программы. Но остались адресные, в частности, семейная ипотека. А загородная недвижимость в сравнении с квартирным рынком имеет более явное преобладание в составе целевой аудитории семей с детьми – они большей частью заинтересованы в приобретении домов, и именно они могут рассчитывать на ипотеку с господдержкой. Соответственно, это способно сыграть положительную роль, и сегмент загородки в меньшей степени пострадает от общего ужесточения условий жилищного кредитования».
Специалисты ИНКОМ-Недвижимость указывают на то, что для покупателей есть определенная выгода в использовании именно подряда на строительство дома в поселке УБП. Начальник отдела направления «Загородная недвижимость» ИНКОМ-Недвижимость и член Общественного совета при Росреестре РФ Татьяна Максимова: «В первую очередь это экономия. Дом строится на деньги покупателя, то есть, девелопер не привлекает заемные у банка средства и не закладывает проценты по этому займу в стоимость строения. Готовый дом в коттеджном поселке обойдется дороже, поскольку в цену входят все издержки и маржа строителей. Самостоятельное возведение также может потребовать более значительных финансовых затрат на стройматериалы и логистику, ведь все нужно закупать индивидуально.
Кроме того, немаловажно, что выполняющие подряд строители трудятся качественно, поскольку заинтересованы в следующих заказах в этом поселке, а все работы на виду. И у клиентов есть возможность немного скорректировать проект дома под собственные запросы».