В программе городских развлечений – экскурсии по знаковым историческим объектам столицы
В Москве находится несколько десятков проектов, реализованных Шехтелем. Каждый из них неповторим и своеобразен. Многое определялось назначением объекта. А Федор Осипович строил общественные здания, производственные корпуса, частные особняки. Ко второй категории можно отнести скоропечатню, или, говоря современным языком, типографию Левенсона в Трехпрудном переулке. Типографское дело на рубеже веков развивалось стремительными темпами. Бизнес Александра Левенсона именно тогда и появился – в 1881 году. Быстро придав ему большой размах, Левенсон решил расширить производство. Будучи человеком с воображением, с фантазией, располагая большими деньгами, он решил не ограничиваться простыми архитектурными подходами – красно-коричневыми фасадами и отделкой в виде «сухариков», характерных для «индустриального строительства» того времени. Заказчик решил удивить Москву и пригласил к проекту Федора Шехтеля. Тем более что сама типография должна была располагаться в центре Первопрестольной. Для того времени проект Шехтеля оказался инновационным. Модерн с элементами неоготики, башни, мозаичные панно с растительными орнаментами наделили производственное здание выдающими эстетическими характеристиками. Инновационность связана и с внутренними решениями. Большие окна, металлические каркасы, минимализм в отделке – все это отличало цеха Левенсона.
Здание эксплуатировалось по первоначальному назначению до середины ХХ века. И постепенно приходило в упадок. В 2013 году начались реставрационные работы, которые продлились три года. На основе исследовательской работы были приведены в порядок фасады, снят довольно толстый слой нанесенной в разное время штукатурки, очищены и восстановлены все элементы живописного декора – орнаменты, барельефы, исторические надписи и символы, включая герб Российской империи и эмблему типографии. Наиболее сложной частью реставрации стала башня. Специалисты воссоздали центральное шатровое завершение здания, используя исторические чертежи и фотографии, сохранившиеся в архивах. Особое внимание уделялось флюгеру, который был важным декоративным элементом типографии.
От времени пострадали и интерьеры административного корпуса, включая парадный вестибюль и кабинет Александра Левенсона. Полы, выложенные метлахской плиткой, воссоздавались по аналогам и архивам того времени. Вестибюль был очищен от многослойной краски, на его стенах появилась оригинальная роспись. Кабинет Левенсона, имевший уникальный потолок-«турбион» в виде закрученного внутрь гигантского узора, стал одним из ключевых элементов реставрации. Мраморная парадная лестница, украшавшая административное здание, была полностью восстановлена, а декоративный фонарь-медуза, который освещал лестничные пролеты, воссоздали с помощью архивных данных и сохранившихся элементов декора. Сегодня здание скоропечатни Левенсона используется как деловой и офисный центр, но сохраняет свое архитектурное и культурное значение.
Особняк на Тверском бульваре, 18, – второй «шехтелевский» пункт в афише фестиваля. В историю московской архитектуры этот адрес вошел как дом Смирнова, известного производителя спиртных напитков. Один из представителей этого рода по имени Петр Петрович, купив старинный особняк на бульваре, решил сохранить его аутентичность, но при этом придать ему современные черты, а главное, сделать театрально-парадным. Для работы был приглашен Федор Шехтель, отличавшийся своим интересом к высокохудожественным архитектурным решениям. Например, одним из ярких декоративных элементов дома стал чугунный балкон. Работая в стиле классики, Шехтель вряд ли смог бы придать ему такую масштабность и выразительность. Современники сравнивали шехтелевский балкон с кораблем, который как будто плывет по Тверскому бульвару.
Внешне, если учитывать возможности стиля модерн, особняк оформлен довольно строго. Зато внутри Федор Осипович позволил себе по-настоящему роскошное и масштабное декорирование. Интерьеры выполнены в оливковом цвете. На стенах каминного зала можно увидеть лепнину, изображающую рыцарей, сражающихся со львами и мифическими существами с самыми невообразимыми физиономиями. Лепной портал изображает борьбу дракона с собакой. Этот прием ранее был использован Шехтелем при оформлении особняка Рябушинского.
Особенность работы Федора Шехтеля – не только создание самого здания, но и полное продумывание всего интерьера, отмечают организаторы экскурсии. Затейливые дверные ручки, необычная мебель, удивительные оконные переплеты – все это можно рассматривать часами, погружаясь в сказочную атмосферу, созданную архитектором. На экскурсии рассмотреть все это в подробностях можно благодаря VR-очкам. В ходе прогулки таким образом посетителям откроются все прелести скоропечатни Левенсона, особняка Смирнова. Сопоставить их особенности можно и при обращении к особнякам Рябушинского и Морозовой.