20 августа 2024
09:00
В ЦСИ «Винзавод» открылась выставка «Конструкция творчества»
В ЦСИ «Винзавод» открылась выставка «Конструкция творчества»
Выставка проходит в рамках программы форума-фестиваля «Территория будущего. Москва 2030». Ее можно считать творческим переосмыслением трудового подвига строителей. Ведь, как было сказано на открытии выставки, особое отношение к вкладу этих людей в развитие страны породило целое направление в отечественном искусстве.
В экспозицию «Конструкция творчества» включены работы из собраний ведущих музеев страны: Музея Москвы, Музея архитектуры им. А.В. Щусева, Государственного исторического музея, галерей VLADEY, ЛУЧ, Krokin gallery, Syntax gallery и частных коллекций. В ней прослеживается, как менялся образ строителя на протяжении времени – от 1930-х годов до современности. Экспертами выставки выступили главный архитектор столицы, первый заместитель председателя Комитета по архитектуре и градостроительству (Москомархитектура) Сергей Кузнецов и основатель Винзавода Софья Троценко. Инициатором мероприятия стал Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы. Мария Дерунова, первый заместитель начальника Управления координации деятельности Комплекса градостроительной политики и строительства города Москвы, на открытии выставки отметила, что целью организаторов была в том числе демонстрация образов строителей, созданных посредством современного искусства. Ведь сегодня эту профессию представляют не только люди физического труда, но и многочисленные специалисты, работающие с высокими технологиями. А это значит, что и искусство может на современном уровне, по-новому отражать их вклад в развитие отрасли.
Куратор выставки, архитектор Тимур Башкаев, предложил в качестве основы организации пространства одного из цехов Винзавода, где проходит выставка, инсталляцию в виде оранжевого «Солнечного моста». По его мысли, это сооружение в художественном плане выражает то, как на протяжении многих лет раскрывалась главная тема экспозиции: как архитектура из идеи получает воплощение в материале. «В искусстве и строительстве много общего: материалы, инструменты и процесс созидания объединяют обе сферы. Мы показываем, насколько важна роль строителя, ведь именно его труд создает те пространства, которые затем оживают в руках художников. В экспозиции прослеживается, как развивается тема стройки и образ строителя в художественных произведениях советского периода и в современном искусстве», – объяснила другой куратор «Конструкции творчества» – Юлия Журкина.
Раннесоветский агитплакат архитектора Аркадия Аркина «Владыкой мира будет труд» послужил для организаторов выставки отправной точкой подачи художественного материала. Строительная тема развивалась и в советской живописи, представленной в выставочном зале работами художников Александра Дейнеки и Владимира Лисенкова. Кисти последнего принадлежит масштабная панорама, раскрывающая картину строительства нового моста.
В перестроечное время художники обращались к теме строительства в более оригинальных формах. Сегодня это стало нормой: использование в качестве «действующих лиц» предметов строительной атрибутики, юмористические формы и образы – все это хорошо прослеживается в работах наших современников. Пример – серия работ «Вид из окна» Ивана Симонова, где в авангардной манере запечатлен труд маляров, людей, производящих дорожные работы.
Остроумно выглядит инсталляция Михаила Рубанкова на тему аварийной ситуации с кирпичом в главной роли. А в основе сюжета мозаичного панно Анатолия Ганкевича «Высотники» – лирическая сцена на стройке башни «Федерация». Двух романтических героев, юношу и девушку, невольно хочется сравнить с героями других производственных картин: например, из советской киноклассики.
Представлена в цехе Винзавода и фотовыставка архитектурных работ: объектов, построенных в самые последние годы. Это кластер «Ломоносов» с его «крылом просвещения», спроектированным архитектурным бюро Kamen, и башня «Федерация», и концертный зал «Зарядье» Сергея Кузнецова, и Дворец гимнастки Ирины Винер, и кампус МГТУ им. Баумана.
В Москве появляется все больше зданий и сооружений, проникнутых особой художественной выразительностью. А начинается любой шедевр с эскиза, в котором архитектор закладывает главные черты будущего объекта строительства.