Вектор ускорения
Андрей Юрьевич, является ли Москва сегодня примером города устойчивого развития? На что в первую очередь ориентируются власти, определяя основные векторы градостроительной политики?
– Безусловно, Москва является примером города устойчивого развития, причем в мировом масштабе. Главным же ориентиром для нас служит такой показатель, как доля довольных качеством жизни горожан. В прошлом году международная рейтинговая компания BCG провела исследование 16 мегаполисов мира, включая девять столиц по новой методологии Cities of Choice. Исследование проходило под названием «Город для каждого» и включало 155 основных индикаторов, влияющих на качество жизни. В итоге Москва по доле довольных качеством жизни людей вышла на третье место в мире после Нью-Йорка и Лондона. Эта оценка для нас самая важная. Ни один город – ни с многовековой историей, ни тот, что строится с чистого листа, – не добьется успеха, если не будет считаться с требованиями сегодняшнего дня: стремиться сделать жизнь горожан более комфортной. Поэтому главным вектором развития Москвы стала полицентричность, а приоритетным направлением – строительство транспортной инфраструктуры в шаговой доступности от жилья и рабочих мест.
Как удается не сбавлять темпов транспортного строительства даже сегодня? И какие проекты в приоритете?
– Главный инструмент, позволяющий системно, планово развивать город, реализовывать ключевые для Москвы и москвичей проекты, Адресная инвестиционная программа, формирующаяся не на один год, а на три. Соответственно закладывается и финансирование. И нынешняя АИП на 2022–2024 годы полностью сохраняет преемственность предыдущих программ. А это значит, что на строительство транспортной инфраструктуры выделяется 70% всех средств АИП. Приоритетный проект сейчас – завершение строительства Большого кольца метро, которое пройдет по территории 34 районов, где проживают 3 млн москвичей, – все они получат метро в шаговой доступности. На БКЛ будет 32 пересадки на радиальные ветки метро, МЦД и другие железнодорожные ветки. Люди станут экономить в поездках по городу в среднем полчаса. БКЛ даст мощный толчок развитию прилегающих территорий, куда приходят инвестиции, где строится жилье, социальная инфраструктура, создаются рабочие места.
В условиях изменившейся экономической ситуации и санкций сможет ли Москва реализовать в срок такой грандиозный проект?
– Не только сможем, но и планируем сделать это досрочно. До конца года завершим работы по девяти станциям: семи новым и двум реконструируемым – «Каширской» и «Варшавской». Уже сейчас северо-восточный участок между «Савеловской» и «Электрозаводской» готов более чем на 90%, а восточный от «Текстильщиков» до «Каширской» на три четверти. На всех станциях уже идут архитектурно-отделочные работы. Словом, нет никаких сомнений, что с поставленной мэром Москвы задачей завершить все работы до конца года справимся. При этом у нас нет цели поставить какой-то рекорд – мы стремимся ускорить строительство и ввод любых важных для города объектов потому, что каждый из них дает другое качество жизни, другое ощущение, возвратные инвестиции. Вот на это мы нацелены, для этого и работает вся команда мэра и правительства Москвы.
В прошлом году Москва побила рекорд ввода недвижимости, в частности – жилья. Не станет ли 2022 год «провальным» из-за изменившейся ситуации и санкций?
– Никаких предпосылок к этому нет. Напротив, есть все основания считать, что мы и в этом году перевыполним годовой план. Судите сами: уже за первые четыре месяца годовой план, предусматривающий сдачу в эксплуатацию 4,4 млн «квадратов» жилья, выполнен почти наполовину: введено более 2 млн кв. метров. Так что мы уже сейчас опережаем график. Кроме того, в прошлом году создан колоссальный задел: выдано 643 разрешения на строительство 15,3 млн кв. метров недвижимости, включая 6,2 млн «квадратов» жилья. И сегодня запросов на получение разрешений так же много, как и в прошлом году. К тому же сохранена программа льготной ипотеки, что в нынешних реалиях очень важно, так как она поддержит застройщиков, не дав упасть спросу на жилье, а главное – у людей снова есть возможность не откладывать и не пересматривать свои планы на покупку жилья. Плюс ко всему мы намерены ускорить и реализацию программы реновации жилья.
Сколько москвичей уже переехали в новостройки по программе реновации? И реально ли ее ускорить в нынешних экономических условиях?
– С момента старта программы уже введено в эксплуатацию 189 новостроек, из них 174 передано под заселение. Строится еще 167 домов, а 219 проектируется. Процесс переселения охватил 82,7 тыс. москвичей, более 55 тыс. из которых уже справили новоселье. С помощью технологии «умного сноса» демонтированы 95 хрущевки, на их месте будут построены новые дома для участников программы реновации. Ускорить реализацию программы – важнейшая задача, ведь для многих москвичей это единственный доступный способ улучшить жилищные условия. К тому же в условиях нынешних реалий затягивание сроков строительства – один из ключевых рисков. Ведь чем длиннее перспектива реализации проекта, тем сложнее просчитать влияние на него различных экономических факторов, понять, будет ли обеспечен необходимый объем ресурсов, материалов и техники. Поэтому мы создадим дополнительный резерв жилых площадей, сейчас рассматриваем дополнительные источники финансирования программы. Только в этом году расходы на нее составят 110 млрд рублей. Плюс принято решение о строительстве дополнительно 8 млн кв. метров жилья. Это позволит ускорить переезд москвичей в новые дома, дофинансировать программу, в том числе за счет реализации части квартир на рынке. В итоге мы сможем гарантировать ее реализацию, не допустить увеличения сроков сдачи домов и даже приблизить их.
Одна из целей устойчивого развития городов – цифровизация экономики. Как помогают эти технологии добиваться успехов в развитии отрасли?
– Цифровизация играет огромную роль в стабильной работе отрасли, особенно в самые сложные периоды. Яркий пример – недавняя пандемия. Благодаря тому, что большинство госуслуг застройщики получали онлайн, удалось восстановить экономику города. С помощью цифровых платформ не переставали вводить недвижимость, в том числе жилье, получать разрешительную документацию, продолжалось проектирование важнейших инфраструктурных объектов с помощью технологий информационного моделирования. Это позволило снизить риски остановки строек. Работу по цифровизации город продолжает. Разрабатываются ноу-хау, облегчающие строительный процесс, делающие его максимально удобным, открытым и прозрачным. Внедряются технологии информационного моделирования, помогающие координировать взаимодействие всех участников строительного процесса, своевременно выявлять нестыковки на различных стадиях реализации проекта и устранять их. Мы их применяем в проектировании и строительстве метро, дорожно-транспортных объектов и жилых домов по программе реновации. Мировой опыт и практика показывают, что внедрение таких технологий позволяет на 41 % сокращать ошибки, на 35% улучшать коммуникации между заказчиками и проектировщиками, на 23% сокращать стоимость строительства, на 19% – сроки. И наша ключевая задача – переход на единую государственную цифровую платформу в строительстве, что позволит быть готовыми к любым вызовам и кризисам в будущем.
На ваш взгляд, есть ли в дальнейшем необходимость строить в городе метро, дороги столь же высокими темпами, как в последние 11 лет? На какие тренды и векторы ориентируетесь в перспективе?
– Основные задачи инфраструктурного строительства в ближайшие три-четыре года будут в Москве решены. И необходимости дальше строить такими высокими темпами метро, дороги, думаю, не будет. За 11 лет мы совершили огромный рывок в транспортном строительстве, фактически «нагнали» то отставание, которое было сформировано за 30–40 лет в транспортной инфраструктуре города. Нет смысла просто строить метро ради метро, дороги ради дорог. В перспективе мы более тонко будем подходить к «настройке» городского пространства с точки зрения создания инфраструктуры для рабочих мест, причем высокодоходных, для привлечения новых инвестиций. Это уже не чисто строительная работа, а градостроительная экономическая модель развития мегаполиса. Готовых моделей как таковых в мире нет. Каждый мегаполис должен идти своим путем. И Москва тоже. Уже сейчас готовим почву для работы на ближайшие 10–20 лет. За 11 лет сделано очень много, но еще больше предстоит. Надо двигаться дальше.