Возвышаясь над потоками

Возвышаясь над потоками

Возвышаясь над потоками
Возвышаясь над потоками
Пассажиры столичного метро, особенно те, которые не часто пользуются его услугами, всегда эмоционально реагируют на выезд состава из тоннеля подземки, его внезапное вторжение в пространство мегаполиса. Еще эффектнее это воспринимается, когда вагоны оказываются над рекой.

Места подобных «аттракционов» в столице хорошо известны. Создавать маршруты движения составов через реки начали еще в 1930-е годы, и первым стал Смоленский метромост, соединивший станции «Смоленскую» и «Киевскую» Филевской линии метро. Движение по нему было запущено в 1937 году. Картину, открывающуюся из окон вагонов, можно считать одной из самых хрестоматийных: переезжая Москву-реку, пассажир видит речной простор, величественные, одетые в гранит набережные, историческую застройку, Дом Правительства, увенчанный государственным флагом. Второй метромост столицы появился значительно позже, в 1959 году. Он связал район Лужники и Воробьевы горы, получив название «Лужнецкий». К сожалению, мост довольно быстро пришел в аварийное состояние и только в 2000-х был реконструирован. Два других моста через Москву-реку –
Нагатинский и Митинский – появились позже, причем с интервалом во времени в 40 лет. Первый появился в 1969 году, а второй – в 2009-м. Нагатинский связывает станции «Технопарк» и «Коломенскую», Митинский – «Волоколамскую» и «Мякинино».

Одна из крупных артерий города река Яуза также стала местом приложения усилий метростроителей. В 1965 году, прокладывая линию между станциями «Сокольники» и «Преображенская площадь» Сокольнической линии, был создан Преображенский метромост, а через 13 лет, в 1978 году – Медведковский, расположенный между станциями «Бабушкинская» и «Медведково».
Расширение сети метро вызвало необходимость сооружения метромостов и над сравнительно небольшими реками. В 2018 году такая конструкция появилась над рекой Лихоборкой. Метростроители тогда тянули ветку для составов, направляющихся в депо «Лихоборы». Пассажирские перевозки на этом отрезке метро не совершаются, но в качестве инфраструктуры перегон очень значимый.

Свою историю и инженерные особенности имеет каждый метромост. Например, есть на карте Москвы эстакада метро, почти никак не связанная с рекой: в 1961 году, сооружая перегон между станциями «Партизанская» и «Измайловская», было решено часть пути провести над поверхностью земли. Это было связано со сложной геологией участка, болотистой местностью, возникающей из-за близости реки Серебрянки. Реку впоследствии взяли в коллектор, а пути и даже станция «Измайловская» оказались не в тоннеле, а над землей.

Традиция возводить метромосты продолжается. Развивая сеть метрополитена в городе, имеющем сложную геологическую структуру со множеством водоемов, строители периодически сталкиваются с самыми разными речными препятствиями на своем пути. Так, создавая уникальную Солнцевскую ветку метро, которая свяжет столицу с аэропортом Внуково, возникла необходимость протянуть новый метромост над рекой Ликова на пути следования поезда от станции «Пыхтино» к конечной «Аэропорт Внуково». Сейчас работы по его возведению завершены. Сооружение получило название Ликовский метромост, его длина составляет 460 метров. Генеральный директор «Мосинжпроекта» (генеральный проектировщик и генеральный подрядчик по строительству новых линий и станций московского метро) Юрий Кравцов отметил, что в конструкции моста 23 опоры, между ними возведены 22 бетонных пролетных строения.

В последние дни мая стройкомплекс сообщил о завершении строительно-монтажных работ на трех метромостах в городе. По словам Андрея Бочкарёва, заместителя мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства, все три сооружения соединят Большую кольцевую линию (БКЛ) метро и электродепо «Аминьевское». «Завершено строительство однопутного моста длиной 475 метров на соединительной ветке от станции метро «Аминьевская». Метромост проходит над рекой Навершкой и пересекает улицы Верейскую и Генерала Дорохова. Проведена пусконаладка инженерных систем», – рассказал глава стройкомплекса. В завершающей стадии находятся и два других метромоста – длиной 370 и 380 метров, на этих объектах закончена пусконаладка оборудования. Они проходят над рекой Сетунь и улицей Верейской и расположены параллельно друг другу на соединительной ветке между станцией «Давыдково» БКЛ и электродепо.

«Все три метромоста, по которым уже прошли путеизмерители, готовы к финальным испытаниям, в частности – к пробному проезду составов. Мосты планируется ввести одновременно с открытием электродепо «Аминьевское», которое будет обслуживать подвижной состав БКЛ метро», – проинформировал Юрий Кравцов. На прилегающей территории к соединительной ветке от станции метро «Аминьевская» выполнены работы по озеленению: высажены деревья и кустарники, рядом с двумя другими также продолжается благоустройство.

Все три транспортных объекта будут выполнять технические функции, пассажирские перевозки ими не предусмотрены. Однако с учетом того, что объекты находятся на хорошо просматриваемых городских участках, их отличают интересные архитектурные решения. Цветовая гамма новых метромостов включает бирюзу – символ Большой кольцевой. Такими станут пролетные бетонные балки в конструкции объектов. Основным же цветом отделки стал кварцевый, он выбран для ламелей, декорирующих П-образные галереи над путями: мосты над реками Сетунь и Навершкой будут крытыми. Особенно эффектно объекты будут выглядеть в вечернее и ночное время. Вдоль них смонтирована архитектурная подсветка, создающая эффект яркой линии и освещающая искусственные сооружения в темное время суток.

Теги: #