Высоты советской архитектуры

Высоты советской архитектуры

Высоты советской архитектуры
Высоты советской архитектуры
Символичные камни на стройплощадках заложили в день 800-летия Москвы. Торжественная церемония проходила в уникальных условиях – 7 сентября 1947 года в полдень по московскому времени на четверть часа по всей стране остановили все строительные работы. Ожидалось, что возведение высоток будет событием века и что старт столь торжественного мероприятия должен стать единственной новостной повесткой.

Семь сестер
Церемония заложения памятного камня проходила на восьми площадках, определенных лично Иосифом Сталиным. В центре каждой соорудили прямоугольный кирпичный постамент двухметровой высоты, на котором и закрепили памятные доски. На каждой была выбита надпись: «Здесь будет сооружено 32-этажное (26- или 16-этажное) здание. Заложено в день празднования 800-летия города Москвы 7 сентября 1947 года». Здания строили с разной скоростью, в итоге к 1957 году появилось семь высоток: здание МГУ имени М.В. Ломоносова, гостиница «Украина», жилой дом на Кудринской площади, здание МИД СССР, гостиница «Ленинградская», административно-жилое здание на площади Красные Ворота и жилой дом на Котельнической набережной. А запланированная восьмая высотка в Зарядье так и не была построена – позднее на этом месте возвели гостиницу «Россия». Высотки стали символом возрождающейся после Великой Отечественной войны страны и показателем сильной власти. Предполагалось, что строительство уникальных домов продемонстрирует всему миру мощь и прогресс советской республики – масштабная стройка потребовала модернизации и новых технологий. Из чувства патриотизма использовать популярный в Америке термин «небоскреб» не стали. Его заменили на «высотку» – и это определение довольно быстро прижилось. А в народе здания получили название «семь сестер».

МГУ: первый шоу-рум
Для строительства здания на Ленгорах в 1948 году было создано Управление строительства МГУ. К стройплощадке протянули отдельную 11-километровую железнодорожную ветку. Строительство было полностью механизировано, на объекте применялись революционные по тем временам методики. Это первый в стране пример классического студенческого кластера – в состав учебного комплекса входило 27 зданий. Территория была с замкнутой коммунально-бытовой инфраструктурой: от учебных корпусов, библиотеки, общежитий и отдельного крыла с квартирами для преподавателей до почты и кинотеатра. Еще до окончания строительства студенты и педагоги могли увидеть комнаты и квартиры, в которых им предстояло жить. На стройплощадке построили два дома-макета с максимально детализированными примерами интерьера. По сути, это был первый советский шоу-рум. Из всех высоток у МГУ самое богатое декоративное убранство. Для этого здания не было утвержденной сметы – денег не жалели и выделяли по необходимости. Его символом стали скульптуры читающих студентов – юноши и девушки. Автор композиции – знаменитая Вера Мухина. 

МИД – дом для сапсанов
Изначально предполагалось, что здание Министерства иностранных дел будет без шпиля. Но в какой-то момент Сталин решил, что шпиль должен стать атрибутом всех высоток. Его возвели в облегченном варианте – это единственная высотка без звезды. Когда пришла пора серьезной реконструкции, оказалось, что у основания шпиля свило гнездо семейство сапсанов. При ремонте предусмотрели место для будущего гнездовья, и сапсаны, к счастью, вернулись домой.

«Украина» – гостиница с диорамой
Это самая близкая к воде высотка: для осушения береговой линии пришлось установить и одновременно запустить в работу 900 насосов. Здание строили к Фестивалю молодежи и студентов. Любопытная деталь – в холле гостиницы есть диорама Москвы образца 1977 года. Масштаб 1:75. Макет принципиально сохраняют без изменений: в него не вносят новостройки и не убирают разобранные здания. Так, на диораме можно увидеть уже снесенную гостиницу «Россия», построенную на фундаменте восьмой, нереализованной в итоге высотки. 

Площадь Восстания: место киносъемок
«На Кудринской площади», «На площади Восстания», «На «Баррикадной» – это все про одну высотку у зоопарка. Прижились все названия. Здание сразу строилось как жилое: все 452 квартиры были обставлены под ключ, здесь были даже диковинные по советским меркам посудомойки и измельчители отходов. Это один из первых домов в Москве, где была своя подземная парковка. Одним из его архитекторов является Михаил Посохин, семье которого по окончании строительства выделили в этом доме квартиру. Интересно, что холл одного из этажей дома стал съемочной площадкой для фильма «Москва слезам не верит»: две подруги отправляются на Кудринскую площадь, входят в двери знаменитой высотки… и чудесным образом оказываются в холле другой высотки – на Котельнической набережной. Внутреннее пространство этого дома легко узнается по некоторым ярким деталям, например, по панно над лифтами. Действительно, квартирные сцены снимались именно в высотке на Котельнической, которая выдавалась за свою «сестру» на Кудринской.

Котельническая набережная: хлеб и зрелища
Это единственная из высоток, строительство которой началось до войны. Точнее, в каркас возводимой в 1947 году высотки смогли интегрировать построенный до войны корпус А. Он предназначался для сотрудников МВД и НКВД, и, в отличие от остальных высоток, место для стройки выбирал не Иосиф Сталин, а Лаврентий Берия. Первый корпус имел свою особенность, обусловленную, вероятно, годами всеобщей подозрительности: квартиры соединены между собой в «паровозик», основной вход был с лестничной клетки и еще два – от соседей. Весь этаж можно было пройти насквозь через квартиры, закрывать или задвигать эти проходы мебелью запрещалось. В высотке более 700 квартир, здесь есть свое почтовое отделение и даже кинотеатр – «Иллюзион». Он соседствует с булочной. Над ними на втором этаже в свое время получила квартиру Фаина Раневская. «Живу над хлебом и зрелищами», – говорила актриса. Также в доме жил и его архитектор Дмитрий Чечулин. Правда, ключи он получил только через деять лет после первых, самых статусных, новоселов. Считается, что зодчего так наказали в период «архитектурных репрессий» – за излишнюю, по мнению партии, тягу к помпезности и роскоши.

Красные Ворота: коммуналки и вечный огонь
У этой высотки два жилых крыла и одно административное. В правом крыле находится вестибюль станции метро «Красные Ворота». На этом доме опробовали инновационную по тем временам технологию заморозки плывучих грунтов. Здание возводилось силами Министерства путей сообщения, этому же ведомству потом была отдана и административная часть высотки. А примечательна она еще и тем, что в ней есть вечный огонь – мемориал в память о транспортных строителях, павших на фронтах Великой Отечественной войны. Часть квартир в доме также отдали МПС – но всего 26 из 270. Это жилье ведомство, несмотря на элитарный статус дома, превратило в служебные коммуналки. И заселяли туда сотрудников довольно высокого ранга. Как и в других высотках, одну из квартир выделили архитектору, работавшему над проектом здания, – Алексею Душкину.

«Ленинградская»: гепарды из Рейхстага
Эта высотка – одна из самых доступных для осмотра. Сейчас это отель, и вход на территорию свободный. Чем и пользуются увлекающиеся архитектурой туристы – здесь давно и легально проводят экскурсии. Внимание в первую очередь привлекают гепарды со щитами, расположившиеся у подножия мраморных лестниц. Некоторые экскурсоводы уверяют, что скульптуры трофейные, привезены после войны из Берлина, и что ранее их вывезли из самого Рейхстага. Правда это или городская легенда – доподлинно неизвестно. Интерьер оформлен в стиле русского барокко. Здание примечательно тем, что здесь установили первую в СССР дверь-вертушку, а удивительной красоты люстру-гирлянду, спускающуюся в лестничных пролетах с седьмого по второй этаж, за длину – более 15 метров – внесли в Книгу рекордов Гиннесса.

Теги: #