Южный речной порт столицы отметил свое 85-летие
Крупный порт с мощными комплексами по перевалке грузов с развитой сетью подъездных железнодорожных путей потребовался столице после завершения строительства канала Москва – Волга. И уже во время Великой Отечественной войны Южный речной порт стал перевалочной базой для снабжения армии. После войны началось бурное развитие гавани: строили современные для того времени причалы, поступало новое оборудование, в том числе трофейное – грузовые краны и автоматические погрузчики. Параллельно росла и социальная инфраструктура. Еще в 1939 году руководство порта озаботилось обеспечением жильем своих сотрудников и построило для них первый жилой дом, получивший название «корабль». А с 1956 по 1985 год порт построил своими силами 21 жилой дом общей площадью около 150 тыс. кв. метров.
Через речной транспортный хаб, к которому подходили железнодорожные и автодороги, в столицу ввозили зерно, стройматериалы, уголь и многое, без чего город не мог бы существовать. Сейчас сотрудники порта отмечают, что благодаря предприятию шло динамичное развитие советских автогигантов, причем не только московских. В 1980-х началась активная работа по подготовке к застройке болотистых участков района Марьино – их засыпали песком, добытым с применением портовых земснарядов. Началась расчистка русла Москвы-реки, добыча сапропеля, который хорошо раскупался подмосковными сельхозпредприятиями. А еще специалисты Южного порта принимали участие в реорганизации территорий и корректировке русла Москвы-реки.
Уже в 1990-е годы были выстроены контакты с финскими производителями бумаги: они доставляли ее в Москву через Южный порт, и им сразу же отгружали приобретаемый ими металл. Именно тогда на территории порта были построены ангары для хранения новой техники.
Речной хаб столицы и сегодня остается востребованным. К примеру, строительство международного делового центра «Москва-Сити» обеспечивалось оборудованием с помощью речных перевозок. Таким же образом были доставлены из-за рубежа тоннелепроходческие щиты для строительства Лефортовского тоннеля и Большой кольцевой линии.
Тем не менее объемы грузоперевозок по воде снизились. Часть обширной территории, принадлежащей Южному порту, вскоре будет использоваться по новому назначению. Как рассказал на встрече с журналистами директор по строительству компании «Южный порт» Александр Крюков, на этой территории появится одноименный деловой квартал с жилым кластером. Это 1,5 млн кв. метров новой недвижимости, две трети из них будут отведены под жилье. Еще 350 тыс. кв. метров займут новые школы, детские сады и объекты спортивной инфраструктуры, включая марину для хранения яхт, термы и открытые бассейны. В общей сложности на реализацию проекта отводится 17 лет.
При участии голландского архитектурного бюро West8 разработан проект необычной набережной. Полоса вдоль берега будет расширена до 35 метров за счет понтона. Здесь разместятся прогулочные рекреационные зоны. Сейчас ведется разработка проекта планировки территории, рассматривается концепция застройки. Но уже понятно, что архитекторы постараются соединить в проекте черты Венеции и Амстердама, предложив интересные визуальные решения. А еще на территории жилого комплекса появятся разнообразные арт-объекты, для создания которых используют механическое оборудование, уже отработавшее свое в порту. В их числе кран GANZ выпуска 1982 года, его вес 270 тонн и высота 49 метров, он станет символом нового проекта. Улучшится и транспортная доступность территории. Уже сейчас у причала Южного речного вокзала швартуются пассажирские электросуда. В перспективе прилегающий к порту район будет обеспечен станциями метро.