Заканчивается реконструкция легендарного Политеха

Заканчивается реконструкция легендарного Политеха

Заканчивается реконструкция легендарного Политеха
Заканчивается реконструкция легендарного Политеха
Реставрацию знаменитого музейного комплекса на Новой площади, наверное, можно назвать проектом «сложной судьбы». Объект был закрыт на реконструкцию еще в 2013 году, после этого он несколько раз менял руководителей, подрядчиков и сроки открытия. Этим летом у проекта поменялся государственный заказчик: Министерство культуры передало завершение проекта структуре Минстроя России – ППК «Единый заказчик» в сфере строительства.

Чем знаменателен музей
Политехнический музей в Москве – объект культурного наследия регионального и федерального значения. Это первый в России объект такого рода о науке и технологиях. Музей строился в три этапа (центральная, южная, затем северная части) с 1874 по 1906 год. Центральная часть спроектирована архитектором Ипполитом Монигетти в псевдорусском стиле, поздние блоки выполнены в стиле модерн. 

В музее читали лекции, проводили литературные вечера, конференции. Здесь выступали нобелевский лауреат Нильс Бор, естествоиспытатель Климент Тимирязев, поэты Александр Блок, Владимир Маяковский, Евгений Евтушенко, Булат Окуджава и многие другие известные деятели искусства XX века. Спустя век после открытия, в 2010 году, президент РФ дал поручение создать музей науки мирового уровня.

Японский проект
Проект реконструкции Политеха утвердили в 2011 году на международном конкурсе под председательством действовавшего на тот момент вице-премьера правительства России Игоря Шувалова. Основные требования к проекту – активнее вписать здание в городской ландшафт и увеличить полезную площадь. Победителем конкурса стал проект японского архитектора Дзюнья
Исигами, который предложил окружить здание музейным парком, а внутренние дворы перекрыть светопрозрачными куполами. В итоге завсегдатаям музейных чердаков – стае голубей – пришлось искать новое место жительства. Эти пространства приспособят для размещения технологического оборудования и экспозиций. После того как здание закрыли на реконструкцию, экспозиция музея переехала на временные площадки – в павильон № 26 на ВДНХ, технополис «Москва» на территории бывшего АЗЛК
в Текстильщиках.

Река под музеем
С августа этого года за реконструкцию музея отвечают ППК «Единый заказчик» и генеральный подрядчик АО «Политехстрой». У первой компании уже был опыт в реализации различных объектов культуры, среди них Государственная Третьяковская галерея, Санкт-Петербургская консерватория имени Н.А. Римского-Корсакова, Пушкинский музей. Главной задачей «Политехстроя» стало увеличение полезной площади на треть – до 48,2 тыс. кв. метров. В итоге благодаря углублению фундамента здание получило два дополнительных этажа. Не обошлось и без сюрпризов. Под зданием музея строители нашли русло подземной реки – ее убрали в специальный тоннель и превратили находку в часть интерьера. К началу осени завершилась большая часть работ по наиболее трудоемкому этапу проекта: полностью готовы внешний периметр здания, фундамент, фасады, кровля здания. Реставрация выполнена на 95%, в комплексе идет прокладка сетей, отделка внутренних помещений и подготовка пространств для размещения экспозиции. В «минусовых» помещениях уже размещено технологическое оборудование.

Авиационные технологии
Много сил и времени ушло на возведение светопрозрачной кровли над внутренними дворами – двух куполов из стекла и металла. Проект реализован на основе современных безбумажных цифровых чертежей. Над реализацией работала команда отечественных проектировщиков, металлургов и строителей. Проектированием и установкой зенитных фонарей над внутренними дворами занималась новосибирская компания «Несущие системы».

«Особый сплав авиационного алюминия гораздо легче стали, но не уступает ей в прочности. Самый важный момент – для этого строительного проекта детали изготавливали по стандартам точности, применяемым в авиа- или машиностроении. BIM-технологии позволяют добиваться допусков при сборке деталей из алюминия на пятикоординатных станках всего в 0,1 миллиметра, а не 2–3 миллиметра, как при сварке стальных деталей. Это сокращает время на производство деталей для кровли и монтаж. Одновременно с выпуском сетчато-структурной оболочки из алюминия выпускали стеклопакеты из энергосберегающего стекла. Геометрия каждого из них идеально подходит для монтажа», – рассказывает инженер компании «Несущие системы» Александр Аверин.

При монтаже купола использовали около 2000 разных стеклопакетов размером более 2 кв. метров. Выполненные из особо прочного авиационного алюминия оболочки легче стали, но не уступают ей в прочности. При монтаже кровли минимизировали использование крупной строительной техники и башенных кранов. Облегченный вес конструкции нового купола позволит задействовать его площади при организации экспозиций – например, подвешивать в атриуме музея макеты спутников или самолетов в натуральную величину. Во внутренних пространствах дворов всегда будет поддерживаться комфортная для посетителей плюсовая температура. Согласно государственному контракту, реконструкция музея должна полностью завершиться в 2025 году.