Заканчивается реконструкция легендарного Политеха
Чем знаменателен музей
Политехнический музей в Москве – объект культурного наследия регионального и федерального значения. Это первый в России объект такого рода о науке и технологиях. Музей строился в три этапа (центральная, южная, затем северная части) с 1874 по 1906 год. Центральная часть спроектирована архитектором Ипполитом Монигетти в псевдорусском стиле, поздние блоки выполнены в стиле модерн.
В музее читали лекции, проводили литературные вечера, конференции. Здесь выступали нобелевский лауреат Нильс Бор, естествоиспытатель Климент Тимирязев, поэты Александр Блок, Владимир Маяковский, Евгений Евтушенко, Булат Окуджава и многие другие известные деятели искусства XX века. Спустя век после открытия, в 2010 году, президент РФ дал поручение создать музей науки мирового уровня.
Японский проект
Проект реконструкции Политеха утвердили в 2011 году на международном конкурсе под председательством действовавшего на тот момент вице-премьера правительства России Игоря Шувалова. Основные требования к проекту – активнее вписать здание в городской ландшафт и увеличить полезную площадь. Победителем конкурса стал проект японского архитектора Дзюнья
Исигами, который предложил окружить здание музейным парком, а внутренние дворы перекрыть светопрозрачными куполами. В итоге завсегдатаям музейных чердаков – стае голубей – пришлось искать новое место жительства. Эти пространства приспособят для размещения технологического оборудования и экспозиций. После того как здание закрыли на реконструкцию, экспозиция музея переехала на временные площадки – в павильон № 26 на ВДНХ, технополис «Москва» на территории бывшего АЗЛК
в Текстильщиках.
Река под музеем
С августа этого года за реконструкцию музея отвечают ППК «Единый заказчик» и генеральный подрядчик АО «Политехстрой». У первой компании уже был опыт в реализации различных объектов культуры, среди них Государственная Третьяковская галерея, Санкт-Петербургская консерватория имени Н.А. Римского-Корсакова, Пушкинский музей. Главной задачей «Политехстроя» стало увеличение полезной площади на треть – до 48,2 тыс. кв. метров. В итоге благодаря углублению фундамента здание получило два дополнительных этажа. Не обошлось и без сюрпризов. Под зданием музея строители нашли русло подземной реки – ее убрали в специальный тоннель и превратили находку в часть интерьера. К началу осени завершилась большая часть работ по наиболее трудоемкому этапу проекта: полностью готовы внешний периметр здания, фундамент, фасады, кровля здания. Реставрация выполнена на 95%, в комплексе идет прокладка сетей, отделка внутренних помещений и подготовка пространств для размещения экспозиции. В «минусовых» помещениях уже размещено технологическое оборудование.
Авиационные технологии
Много сил и времени ушло на возведение светопрозрачной кровли над внутренними дворами – двух куполов из стекла и металла. Проект реализован на основе современных безбумажных цифровых чертежей. Над реализацией работала команда отечественных проектировщиков, металлургов и строителей. Проектированием и установкой зенитных фонарей над внутренними дворами занималась новосибирская компания «Несущие системы».
«Особый сплав авиационного алюминия гораздо легче стали, но не уступает ей в прочности. Самый важный момент – для этого строительного проекта детали изготавливали по стандартам точности, применяемым в авиа- или машиностроении. BIM-технологии позволяют добиваться допусков при сборке деталей из алюминия на пятикоординатных станках всего в 0,1 миллиметра, а не 2–3 миллиметра, как при сварке стальных деталей. Это сокращает время на производство деталей для кровли и монтаж. Одновременно с выпуском сетчато-структурной оболочки из алюминия выпускали стеклопакеты из энергосберегающего стекла. Геометрия каждого из них идеально подходит для монтажа», – рассказывает инженер компании «Несущие системы» Александр Аверин.
При монтаже купола использовали около 2000 разных стеклопакетов размером более 2 кв. метров. Выполненные из особо прочного авиационного алюминия оболочки легче стали, но не уступают ей в прочности. При монтаже кровли минимизировали использование крупной строительной техники и башенных кранов. Облегченный вес конструкции нового купола позволит задействовать его площади при организации экспозиций – например, подвешивать в атриуме музея макеты спутников или самолетов в натуральную величину. Во внутренних пространствах дворов всегда будет поддерживаться комфортная для посетителей плюсовая температура. Согласно государственному контракту, реконструкция музея должна полностью завершиться в 2025 году.