Завтра начинается сегодня
По результатам опроса компании PricewaterhouseCoopers четверть жителей столицы считают, что Москва соответствует образу города будущего. По словам главы департамента градостроительной политики Сергея Лёвкина, этому способствует развитие телекоммуникационных технологий и электронных услуг. О том, что делается в мегаполисе, чтобы приблизить будущее, «Московской перспективе» рассказали эксперты.
Консалтинговая компания PricewaterhouseCoopers провела исследование «Мегаполис будущего. Пространство для жизни».
По словам Сергея Лёвкина, перед правительством столицы стоит задача создать принципиально новую среду, жизнь в которой будет определяться в том числе и принципами «умного города». «Благодаря развитию телекоммуникационных технологий в Москве уже сейчас можно оплатить коммунальные услуги, не выходя из дома, или удаленно записать своего ребенка в школу или детский сад. Развитие сектора электронных услуг в строительстве позволяет застройщикам получать все необходимые документы без проволочек и существенно сократить сроки строительства. Вероятно, эти и другие положительные изменения побуждают жителей видеть в Москве образ города будущего», — подчеркнул Сергей Лёвкин.
Развитие интернет-технологий и электронных услуг — не единственная составляющая понятия «умный город». По словам главы итальянского архитектурного бюро DBA Group SpA Даниэля де Беттина, город будущего прежде всего должен быть комфортным для жизни. Еще недавно Москва была индустриальным мегаполисом с многочисленными заводами и фабриками, расположенными в черте города. Основное развитие шло вблизи крупных производств. Но сегодня технологии позволяют многим жителям работать удаленно и вести другой образ жизни. Это меняет представление о понятии «город будущего». Если раньше это словосочетание вызывало в воображении футуристические картины с летающими автомобилями, то сегодня становится понятно, что город будущего — это экологически чистый зеленый мегаполис, в котором приятно жить и работать.
Несколько лет назад столица взяла курс на полицентричное развитие. Это основной акцент в формировании удобного и комфортного города. «Высшее достижение урбанистики — организовать городское пространство так, чтобы люди могли работать максимально близко к местам проживания, чтобы они тратили как можно меньше времени на дорогу», — отметил глава столичного стройкомплекса Марат Хуснуллин. Чиновник пояснил, что власти столицы придерживаются трех главных установок, благодаря которым сегодня столица стала примером развития для многих европейских городов. Это создание разветвленной транспортной сети, формирование рабочих мест на периферии города, а также появление открытых общественных пространств. Положительный эффект от таких решений заметен невооруженным глазом.
Это подтверждает исследование городской среды, проводимое агентством социальных исследований «Столица». Положительную оценку благоустройству города дают более 70% москвичей. Самые популярные точки притяжения горожан — парки. Более 60% жителей посещают их один и более раз в месяц. Сегодня современные парки есть практически в каждом районе, благодаря этому людям не приходится уезжать далеко от дома в поисках места для прогулок. Это, в свою очередь, положительно сказывается на транспортной системе Москвы.
Снижение нагрузки на транспортную инфраструктуру — не единственный метод популяризации общественного транспорта. В Москве, которая в очередной раз подтверждает статус мегаполиса будущего, работают такие сервисы, как «Яндекс.Карты» и «Яндекс.Транспорт». В апреле нынешнего года мэр Москвы Сергей Собянин поручил разработать новую программу «Умный город». Она станет продолжением предыдущих проектов, уже реализованных в столице. Основная ее задача заключается в повышении качества жизни москвичей за счет применения современных информационных технологий. Частично эта программа уже реализовывается. К примеру, в столице давно и успешно работает платформа «Активный гражданин». Сегодня на портале электронных референдумов зарегистрированы почти
2 млн пользователей, проведено 2,7 тыс. голосований и учтено более 86 млн мнений.