Флагман столичной подземки

Флагман столичной подземки

Флагман столичной подземки
Флагман столичной подземки
Открытие Большого кольца метро – поистине историческое событие, сравниться с которым по масштабам может лишь первый запуск подземки в 1935 году. Возведением новой линии занимались высококлассные профессионалы, способные выполнить работу на самом высоком уровне. К ним относится и компания «ИБТ», на счету которой станции «Воронцовская», «Новаторская» и «Зюзино». Все три платформы имеют свои изюминки – это архитектурные приемы или материалы, которые до этого не применяли при стройке метрополитена.

Строительство Большой кольцевой линии метро – проект мирового масштаба. Участие в возведении БКЛ – своеобразный знак качества, поскольку работы велись в сложнейших условиях – это и плотная городская застройка, и водонасыщенные грунты, и наличие уже действующих линий метро, движение поездов по которым прекращалось только в самом крайнем случае. Компания «ИБТ» выступила подрядчиком строительства трех станций БКЛ. Это «Воронцовская», «Новаторская» и «Зюзино». Станции открылись в конце 2021 года в составе десяти новых платформ Большой кольцевой линии. При возведении платформ применяли инновационные материалы и подходы к работе. Это принципы параметрической архитектуры и использование стекла и агломерата для оформления. Этот искусственный камень по твердости соответствует граниту, не впитывает влагу и дает возможность придумать и использовать любой цвет. Несмотря на то что все станции БКЛ сделаны по типовым проектам, архитектурный облик каждой платформы – яркий и индивидуальный. Архитекторы соотносят дизайн станций с топонимикой и историей.

Млечный Путь под землей
Станция «Воронцовская» расположилась на территории одноименной производственной зоны в районе примыкания Хлебобулочного проезда к Профсоюзной улице. Это станция мелкого заложения, она построена на глубине 27,4 метра. У нее два подземных вестибюля с выходами на обе стороны Профсоюзной улицы и к Старокалужскому шоссе, жилой и общественной застройке, остановкам наземного транспорта. Пассажиропоток станции составляет 300 тысяч человек в сутки с учетом пересадок, в утренние часы пик – 30,4 тысячи человек в час. Дизайн платформы посвящен космической тематике, а центральным архитектурным звеном станции стал необычный потолок. Он собран из более 11,6 тысячи цилиндрических элементов диаметром 25 см, выполненных из анодированного шлифованного алюминия и размещенных на девяти разных уровнях. Переливаясь, они будут напоминать туманность Млечного Пути. Построить уникальную потолочную систему удалось благодаря использованию параметрических компьютерных программ 3D-моделирования. 

Космические мотивы придали «Воронцовской» яркий футуристический образ. Такой тематикой в оформлении станция обязана своему первому проектному названию «Калужская». В этом городе долго жил и работал основоположник теоретической космонавтики Константин Циолковский. А сегодняшнее название «Воронцовская» москвичи выбрали в ходе голосования на портале «Активный гражданин». Дело в том, что рядом находится природный парк «Усадьба Воронцово».
При проектировании станции применили принцип интуитивной навигации, в том числе цветовой. Часть путевой стены облицована панелями из оранжевого анодированного алюминия, который подсказывает, что здесь можно перейти на радиальную Калужско-Рижскую линию. В черно-белом интерьере вестибюлей объем кассового блока тоже выделен оранжевым цветом. Этот яркий акцент заметен через стеклянные двери идущим по пешеходному переходу. На «Воронцовской» оранжевым агломератом оформлены стены кассовых блоков, яркожелтым – контрастные полосы на краю платформы и на ступенях. Применение линейного рисунка на поверхностях пола и потолка в вестибюлях также способствует интуитивной навигации. Полосы из черного гранита на светлом фоне и линии потолка со встроенными светильниками указывают направление от входа в сторону эскалатора и от платформы к выходу. Станция оснащена лифтом для маломобильных пассажиров.

Танец стекла и пламени
Станция «Новаторская» расположилась на пересечении одноименной улицы и Ленинского проспекта. Здесь будет работать пересадка на Троицкую ветку метро. Пассажиропоток станции составляет 570 тысяч человек в сутки, в утренние часы пик – 56,7 тысячи человек в час. У «Новаторской» два подземных вестибюля с выходами на обе стороны Ленинского проспекта и улицы Новаторов, к жилой и общественной застройке, остановкам наземного транспорта. Название платформы отсылает нас к улице Новаторов, где расположена станция. Улицу, в свою очередь, назвали в честь строителей, возводивших в 37–38-м кварталах юго-запада Москвы пятиэтажные микрорайоны. Они применяли инновационные технологии, сократив сроки строительства зданий вдвое. Дома собирали из готовых заводских панелей: 60-квартирные – за 18 дней, 90-квартирные – за 27.

Без уникальных решений не обошлись и архитекторы «Новаторской». Это первая станция московского метро, где применили стекло в качестве отделочного материала потолка. Подвесные разноформатные панели выполнены из триплекса. Это многослойное стекло, части которого склеены между собой специальной полимерной пленкой или фотоотверждаемой композицией, способной при ударе удерживать осколки. Пленку для «Новаторской» взяли ярко-оранжевого цвета трех оттенков. Оптические свойства стекла – отражение, преломление, цвет, прозрачность и люминесценция – вкупе со светильниками станции создают эффектную игру света с множеством цветовых оттенков, накладывающихся друг на друга в перспективе. Переливы ассоциируются с образами солнца, огня и энергии новаторства. В отделке станции также использован агломерат, но здесь выбрали желтые и терракотовые цвета.

Архитектурные решения не остались без внимания москвичей – станция заняла второе место в голосовании по выбору лучшего дизайна новых станций Большой кольцевой линии, которое проходило на портале «Активный гражданин». Свои голоса за эту платформу отдали 15% респондентов. Выделили станцию и столичные власти – именно на «Новаторской» состоялся торжественный запуск десяти станций Большого кольца метро, в котором в режиме видеоконференции принял участие президент РФ Владимир Путин.

Когда серый – яркий
Станцию «Зюзино» построили на пересечении улицы Каховки с Севастопольским проспектом. Это станция мелкого заложения с островной платформой и рядом колонн в центре. У нее два вестибюля с выходами на обе стороны улицы Каховки, а также к Севастопольскому проспекту. Пассажиропоток составляет 150 тысяч человек в сутки, в утренние часы пик – более 15 тысяч человек в час. В дизайне станции использовали серые, черные и желтые цвета, ее образ сочетается с эстетикой района типовой застройки 1960-х годов. Главный архитектурный элемент здесь – необычный потолок. Он сделан из разноформатных объемных кубических алюминиевых элементов с отделкой трех оттенков. Между ними спрятаны светильники, создающие вместе с подвесной системой объемный геометрический рельеф, напоминающий пчелиные соты. Центральный ряд прямоугольных колонн облицован светло-серым мрамором с выраженной текстурой. Сложный ритм потолка контрастирует с простым рисунком пола, отделанным двумя разновидностями природного камня – светло-серым сибирским гранитом и черным габбро-диабазом. Платформенные стены закрыты навесной системой шумоглушения – это сборная конструкция из алюминиевых сотовых панелей.

Теги: #