100 рублей за доллар или чего ждать дальше? - Московская перспектива
100 рублей за доллар или чего ждать дальше?

100 рублей за доллар или чего ждать дальше?

100 рублей за доллар или чего ждать дальше?
100 рублей за доллар или чего ждать дальше?
Разбираемся, что может сделать ЦБ РФ для сглаживания колебаний курса национальной валюты.

Падение курса рубля к доллару США пару недель назад до уровня 100 рублей не могло не вызвать озабоченность у правительства, Государственной Думы и Президента страны. Представителей Банка России попросили дать в парламенте объяснения этому явлению и предложения по устранению такой волатильности курса национальной валюты. Попробуем разобраться в данной ситуации и выяснить, каковы возможности ЦБ РФ влиять на курс рубля в настоящее время.

Основы денежно-кредитной политики ЦБ

Немного теории: денежно-кредитная политика (ДКП) – совокупность мер экономического регулирования денежного обращения и кредита, нацеленных на обеспечение стабильного экономического роста и занятости путем воздействия на уровень и динамику инфляции, кредитную активность, финансовые рынки и инвестиционные процессы в стране, обеспечивающие ее развитие. Говоря проще – это обеспечение целевого уровня инфляции, занятости и темпов экономического роста.

Прародителем ДКП в ее современном виде считают видного экономиста, лауреата Нобелевской премии Милтона Фридмана. В наши дни с его именем ассоциируется определенный тип ДКП, называемый «монетаризм». Монетаристы считают, что темпы роста предложения денежной массы должны соответствовать темпам роста ВВП и уровню спроса на товары и услуги. Если предложение денег будет превышать объем товаров и услуг, то неизбежно возникнут инфляционные процессы. Образно говоря, основное уравнение денежного предложения описывается формулой

                                    MV=PY, где М – объем денежной массы,
                   V – скорость обращения денег, P – уровень цен, а Y – ВВП страны.

Левая часть уравнения зависит от многих факторов – количества денег в обращении, процентных ставок и т.д. Правая часть зависит от ВВП, который относительно стабилен, а вот инфляция постоянно стремится выскочить за целевые ориентиры.
 Поэтому центральным банкам приходится постоянно регулировать процентные ставки, чтобы контролировать инфляцию (хотя во многих случаях инфляция носит импортируемый характер и не поддается регулированию, как это было в пандемию).

Процентные ставки

Исторически центральные банки выполняли роль кредитора в последней инстанции, помогая деньгами частным банками. Обычно это делалось в виде учета векселей частных банков, поэтому такая политика получила название «учетная», так же как и ставка. Определение учетной ставки – важнейшая задача центрального банка любой страны. Именно она определяет стоимость кредита, точнее, ставку, по которой банки смогут выдавать кредиты, а эмитенты облигаций – привлекать средства инвесторов под свои облигации.

  • Когда ЦБ снижает процентную ставку, опасаясь кризиса в экономике или иных неблагоприятных ситуаций, мы говорим о смягчении денежно-кредитной политики.
  • Когда же центральный банк повышает процентную ставку, прежде всего опасаясь разгона инфляции, мы говорим об ужесточении ДКП.

Кстати, изменение процентной ставки влияет на цены облигаций. Если мы купили облигацию, допустим, с купонной доходностью 10%, а центральный банк поднял ставку на 1%, то все эмитенты со сходным кредитным рейтингом будут выпускать облигации с доходностью не 10, а 11%. Если мы захотим продать нашу облигацию до срока погашения, нам придется сделать это не по номиналу, а со скидкой, чтобы новый инвестор мог обеспечить себе доходность не ниже 11%. Если же центробанк понизит ставку на 1%, то эмитенты также снизят доходность до 9%. И если мы захотим продать нашу 10%-ую облигацию, то у нас ее купят с премией – то есть выше номинала.

Операции на открытом рынке и валютные интервенции

Помимо учетной ставки центральные банки также активно используют такой инструмент, как операции на открытом рынке. При угрозе экономического кризиса в 2020 году Федеральная резервная система США накачивала экономику деньгами, выкупая у коммерческих банков государственные облигации на сотни миллиардов долларов в месяц. Логика регулятора понятна –
чем дешевле будет кредит и ниже процентная ставка, чем больше денег будет в распоряжении банков, тем легче предприятиям, мелким предпринимателям взять кредит на развитие бизнеса, создавая тем самым рабочие места. И наоборот, если инфляция нарастает, центральный банк стремится повысить процентные ставки, делая кредит более дорогим, а также продает со своего баланса государственные облигации коммерческим банкам, связывая ликвидность и стараясь обуздать инфляционные процессы.

Еще одним инструмент, которым часто пользуются центральные банки, – это валютные интервенции. Если курс национальной валюты снижается, например, в результате атак спекулянтов, центральный банк продает иностранную валюту, поддерживая тем самым валюту национальную. 

курс.jpg

Курс доллара в 3 квартале 2023 года. Источник: banki.ru

Борьба с инфляцией в странах Запада и процентные ставки 

Триггером для роста инфляции в США и Евросоюзе стали антироссийские санкции, прежде всего в сфере импорта нефти и газа. Пытаясь сломать складывавшуюся в течение десятилетий систему снабжения европейской экономики энергоносителями по трубопроводам (а это самый дешевый вид транспорта), ЕС пришлось нести огромные затраты на создание системы газоналивных морских терминалов, подземных хранилищ и новых трубопроводов. Очевидно, что это подстегнуло инфляционные процессы. В США причины были несколько иные, но и в Америке, и в Европе инфляция достигла рекордных значений за последние 40 лет – в районе 10%.

В борьбе с ней с весны прошлого года по август текущего ФРС США 11 раз повышала процентную ставку с 0,5 до 5,5%. Отметим, что если обычно размер изменения ставки составляет 0,25%, то в данном периоде ставки росли и по 0,75%. То же делал и ЕЦБ.

Самым важным риском для центральных банков при борьбе с инфляцией путем повышения процентной ставки является возможность вызвать кризис, или, по крайней мере, рецессию – спад производства. Если ставки растут, кредит дорожает, а предприятия несут убытки. В США весной этого года жесткая ДКП чуть не вызвала масштабный банковский кризис. Банки вкладывали средства клиентов в гособлигации, которые при падении ставки обесцениваются. При этом происходит такое неприятное явление, как «набеги вкладчиков», – узнав о проблемах банков, где вы открыли депозит, намного превышающий застрахованную сумму, вы, конечно же, побежите в банк снимать деньги любой ценой. Ажиотаж вкладчиков перекинулся на целый ряд региональных банков – Silicon Valley Bank, First Republican Bank и многие другие. Минфин США сразу же выступил с решительным обещанием погасить все депозиты банков, если у них буду отозваны лицензии.

А что у нас?

В ходе санкций активы ЦБ на $300 млд. оказались заморожены, в стране сложился дефицит валюты. Согласно официальным данным ЦБ РФ, инфляция в годовом выражении в России составила 4,4%, и темпы ее прироста продолжают ускоряться. Как считают эксперты ВШЭ, вклад девальвации рубля в темп инфляции может составить 2–3% (однако сам ЦБ считает, что больше). Инфляционные ожидания россиян в расчете на год составляют 11,5% – таких высоких показателей в этом году еще не отмечалось. Как следствие, Центробанк РФ значительно повысил ставку рефинансирования с 8,5 до 12%. Обычно рост ставки способствует росту курса национальной валюты, но не в нынешних условиях. А что касается доллара, то он дорожает ко всем валютам в преддверии заседания ФРС, на котором возможны «ястребиные» высказывания и не исключены очередные повышения ставки. Словесные интервенции о том, что производители химических удобрений будут продавать экспортную выручку на бирже, слегка остудили пыл спекулянтов, но ниже 94 рублей за доллар курс не падает – нужные реальные меры по укреплению рубля: усиление контроля за возвратом валютной выручки экспортеров, причем всех отраслей и ее стопроцентная продажа на бирже. [МП]