Маяковскому будет на что посмотреть
С 20 января по 1 марта Москва проведет конкурс на проект комплексной реконструкции Триумфальной площади. С одной стороны, это реакция на критику блогеров, упрекавших власти в намерении отдать одно из знаковых мест города непрофессионалам. С другой – желание получить максимум идей, из которых можно выбрать наиболее интересные, а главное – реализуемые в сжатые сроки решения. Все работы на площади планируется завершить к Дню города.
Последнее время Триумфальная площадь рассматривалась в основном как крупный транспортный узел. «Площадь находится на пересечении четырех магистралей с интенсивным движением. Она вся заставлена автотранспортом и вовсе не привлекательна для пешеходов. Поэтому в наших проектных предложениях всегда звучала мысль о необходимости строительства подземного гаража с выездом со стороны 2-й Брестской улицы», – говорит главный специалист НИиПИ Генплана Москвы Денис Чибисов. Кроме того, специалисты думали об изменении схемы организации движения, но из-за предполагаемой реконструкции площади Тверская Застава идея не получила своего развития.
Нынешние столичные власти обратили внимание на пространство вокруг памятника Владимиру Маяковскому в 2012 году.
К тому времени одна половина площади была перекрыта заграждениями с социальной рекламой, а другая занята раскопками с «политическим подтекстом». Весной 2013 года площадь окончательно освободили от всех лишних конструкций, а летом занялись ее благоустройством. Разбили цветники, установили скамейки, ликвидировали часть наземной парковки, открыв на ее месте летнее кафе.
В ноябре город объявил конкурс «на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации на обустройство пешеходного пространства на Триумфальной площади». Как и положено по федеральному закону № 94, контракт получила проектная компания «Трио», предложившая наименьшую цену (17,1 млн руб.) за свои услуги. Это решение не на шутку обеспокоило городских блогеров. Порывшись в интернете, они обнаружили, что компания «Трио» никогда не занималась реконструкцией площадей и вообще общественных пространств. В портофолио фирмы оказались только проекты капремонта и строительства лечебных учреждений, из чего блогеры сделали вывод, что одно из знаковых мест Москвы попало в руки непрофессионалов и находится в опасности. Городские власти не стали спорить. До разработки проектно-сметной документации они решили провести новый конкурс – теперь уже на концепцию реконструкции площади. В нем смогут принять участие как профессиональные архитекторы и бюро, так и простые жители.
По словам начальника управления архитектурного совета Москомархитектуры Евгении Муринец, заявки на участие в конкурсе идей будут принимать с 20 января по 23 февраля. Проходить он будет в один этап, а финалисты и победитель определятся уже к
1 марта. В концепциях участников должны быть предусмотрены предложения по транспортной схеме, велопарковкам и местам для велопроката, малые архитектурные формы (скамейки, урны и т.д.), а также по устройству парковочных карманов, размещение дополнительных зеленых насаждений в грунте или в кадках и прочее.
Главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов сжатые сроки конкурса объясняет необходимостью завершить все работы к Дню города 2014 года. «Понятно, что это не самое оптимальное решение с точки зрения максимального качества, но мы считаем, что сможем получить хороший результат, даже делая все оперативно», – уверен господин Кузнецов. На прошлой неделе под его председательством состоялась публичная дискуссия о том, какой быть Триумфальной площади. Большинство участвовавших в ней экспертов полагают, что в первую очередь необходимо оптимизировать схему дорожного движения и расширить пешеходную зону. Сооснователь архитектурного бюро Megabudka Артем Укропов предложил вернуться к идеям советских проектировщиков и перекрыть 1-ю Брестскую улицу, поскольку идущий по ней автомобильный поток разбивает площадь на две части и делает ее неуютной. А руководящий партнер архитектурного объединения «SPEECH Чобан & Кузнецов», член Архсовета Москвы Сергей Чобан, считает, что власти должны отважиться на еще более радикальные шаги. В частности, закрыть выезд автомобилей с Садового кольца на Тверскую улицу и с Тверской улицы на Садовое кольцо. Это позволит создать единое пешеходное пространство между основными «фасадами» площади – Концертным залом им. П.И. Чайковского и Министерством экономического развития. «Только площадь, доступная для людей, без тоннелей, без мостов, без сложных переходов – залог успеха и популярности. Подступая площадью к входу Концертного зала им. Чайковского, саду «Аквариум» и Театру сатиры, мы создаем культурный кластер, который можно насытить новыми функциями», – отмечает господин Чобан.
По мнению руководителя Моспроекта-2 Михаила Посохина, прежде чем приступать к реконструкции общественных пространств, правительство Москвы должно конкретизировать свою гаражную политику: «Четыре года назад считалось, что везде, где это возможно в центре, нужно строить подземные паркинги. Сейчас заявления прямо противоположные: мы добиваемся ограничения въезда, поэтому паркинги не строим. Трудно сказать, какая из этих стратегий более правильная. Но на Триумфальной паркинг планировался всегда».
«Московская перспектива» уже писала, что освоение подземного пространства под площадью по-прежнему входит в планы городских властей. В конце прошлого года глава Москомстройинвеста Константин Тимофеев сообщил, что компания «Галс-Девелопмент» построит парковку на 100 машино-мест в рамках реконструкции гостиницы «Пекин» и соседних с ней зданий, которые будут перестроены под офисы и апартаменты. «Эти обязательства инвестора будут учитываться в техническом задании конкурса», – говорит представитель стройкомплекса.
По мнению экспертов, организаторы перепутали причинно-следствен-ные связи, решив сначала разработать техзадание на реконструкцию, а потом провести конкурс. «Техзадание должно базироваться на архитектурно-градостроительных проработках, которые являются результатом конкурса», – уверен Михаил Посохин. Мнение архитектурного критика Григория Ревзина оказалось еще более категоричным: «Техзадание сырое. Это имитация и профанация. Нужно как минимум два месяца, чтобы подготовить качественное ТЗ».
Представители Москомархитектуры попросили экспертов не спешить с выводами. «К сентябрю мы успеем только сделать мощение, поставить фонарики и избавиться от тех несуразных обломков, которые сейчас торчат», – комментирует главный архитектор НИиПИ Генплана Москвы Андрей Гнездилов. Кардинально менять сложившийся облик Триумфальной площади власти считают нецелесообразным.
История вопроса
Своим появлением Триумфальная площадь обязана двум российским монархам – Екатерине II и ее сыну Павлу. В честь их коронации на этом месте устанавливали резные деревянные ворота. И хотя другие императоры эту традицию не поддержали, площадь сохранила название – площадь Старых Триумфальных ворот. В царской России формированием ее архитектурного облика никто специально не занимался. А вот при советской власти конкурсы на реконструкцию площади с 1935 по 1970 год проводились регулярно. Характерно, что все проекты предусматривали закрытие 1-й Брестской улицы и почти все – установку обелиска на том месте, где сейчас стоит памятник Владимиру Маяковскому. Автор Мавзолея В.И. Ленина Алексей Щусев предлагал поднять уровень площади, построив на ней стилобат, а также увеличить этажность окружающей застройки. Отголоском его проекта стала гостиница «Пекин», лишь немного не дотягивающая до масштабов сталинских высоток. В советское время площадь стала местом народных собраний – с момента установки памятника Маяковскому в 1958 году здесь начали устраивать неофицальные поэтические чтения.