Большевики, авиаторы и старик-крестьянин со свирелью
В нынешнем году исполняется 125 лет со дня рождения выдающегося российского скульптора Веры Мухиной (1889–1953). К этой дате Государственная Третьяковская галерея приурочила камерную выставку, где показаны малоизвестные произведения мастера. Около половины экспонатов – эскизы скульптурных композиций, которые предполагалось установить на улицах и площадях Москвы.
Мухина известна в первую очередь как монументалист. Ее скульптуры установлены в различных городах нашей страны. А самую величественную из ее работ видел и Париж: скульптура «Рабочий и колхозница» увенчала павильон СССР на Всемирной выставке 1937 года. Позже этот монумент был перенесен к Главному входу ВСХВ и стал одним из самых узнаваемых символов столицы. В послевоенные годы в Москве были также установлены памятники Горькому и Чайковскому, а также ряд других композиций, выполненных по проектам Веры Мухиной. Ее камерные скульптурные работы экспонировались на крупнейших выставках в нашей стране и за рубежом. Но некоторые из планов художника по разным причинам не были реализованы.
Выставка в Третьяковке приоткрывает малоизвестные страницы творчества Веры Мухиной. Здесь демонстрируются работы, долгие годы хранившиеся в запасниках и прежде знакомые только специалистам. Труд востребованного скульптора – это не только памятники, установленные на площадях и проспектах, это и черновые, рабочие варианты, нереализованные проекты, варианты, отклоненные худсоветами. Выставка позволяет увидеть классика отечественного искусства в новом ракурсе: в сложном творческом поиске, в художественной эволюции.
Сразу после Октябрьской революции Вера Мухина включилась в работу по созданию памятников нового строя. В рамках государственного плана монументальной пропаганды она создает несколько эскизов. Самая ранняя из работ этого цикла, показанных на выставке в ГТГ, – проект памятника большевику Владимиру Загорскому, убитому при взрыве бомбы в 1919 году. Партийный лидер в военном френче, выбросив вперед руку, произносит речь, опершись на классический постамент. При всей сиюминутной публицистичности эта скульптура дышит особой энергией и передает дух той переходной эпохи. Новое советское монументальное искусство только вырабатывало свой язык.
В конце 30-х годов Вера Мухина выполнила ряд эскизов для памятника «Спасение челюскинцев». Его предполагалось установить на стрелке реки Москвы и Водоотводного канала. На монумент должен был открываться эффектный вид с Крымского моста, как раз строившегося в то время. На выставке представлены фигуры полярного летчика с пропеллером и Борея, который улетает с глыбы льда, пораженный мужеством людей. Из-за войны проект был отложен, а потом и вовсе отменен. В 40-е годы Мухиной не удалось реализовать еще один свой замысел – пантеон погибшим авиаторам. Его идея пришла к ней после гибели Чкалова: в центре композиции должна была находиться фигура Икара как символа бесстрашия в освоении небесного пространства.
Летная тема не оставляла скульптора. В конце Великой Отечественной войны Вера Мухина спроектировала «Памятник героической авиации». Его композиция представляет собой обелиск, из основания которого вырастают раскрытые в полном размахе два крыла. Авиация была излюбленной темой многих ведущих художников той эпохи – вспомним мозаики Александра Дейнеки, живопись Александра Лабаса. «Изображение крыльев как символ полета, романтического устремления ввысь воплощало для Мухиной идею преодоления, идею героического поступка, подвига. Мотивы крыла, полета присутствовали и в других проектах мастера», – отмечают кураторы выставки. В монументализм она стремилась привнести легкость и динамичность. Даже платок, развевающийся за плечами колхозницы на самом знаменитом творении Мухиной, символизирует стремительное движение и порыв в будущее.
Непростой оказалась судьба памятника Петру Чайковскому. Над ним Вера Игнатьевна работала еще с довоенного времени, в 1947 году скульптура была принята комиссией и отлита из бронзы… Но установили памятник перед консерваторией только в 1954 году, после смерти автора. По одному из предварительных планов скульптура должна была находиться на высоком постаменте, украшенном горельефами. Для них Мухина предложила два варианта фигур: мальчик-пастушок и старик-крестьянин со свирелью. По замыслу мастера, эти образы призваны напоминать о народных корнях творчества великого композитора.
Вера Мухина была также непревзойденным мастером портретного жанра. Ей позировали многие врачи, военные, писатели, артисты, художники, ученые. В зале ГТГ демонстрируются среди прочего портрет инженера-конструктора П.Н. Львова (1940), одного из авторов металлической конструкции «Рабочего и колхозницы», и скульптура «Строитель» (1935; позировал московский архитектор С.А. Замков), воплотившая столь значимый для Мухиной образ энергичного и целеустремленного современника.
Выставка работает
до января 2015 года.