Дороги, которые мы улучшаем
Спустя 7 лет после того, как создание нового транспортного каркаса Москвы стало главным приоритетом развития города, эффект от реализации этого решения мэра Москвы Сергея Собянина почувствовали все – и жители, и автомобилисты, и экономика, и бизнес. По Генплану, принятому в 2009 году, в Москве до 2025 года должно было появиться более 200 млн кв. метров новой недвижимости. Такие объемы без масштабного транспортного строительства должны были полностью парализовать город и поставить крест на его развитии. Поэтому первым шагом команды Сергея Собянина стала разработка нового транспортного каркаса столицы с упором на приоритетное строительство линий скоростного внеуличного транспорта и дорожных развязок, которые позволили решить проблему «бутылочных горлышек», где скапливались пробки. Осуществление амбициозного проекта было поручено стройкомплексу столицы под руководством заместителя мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марата Хуснуллина.
«В Генплане не было многих транспортных объектов, которые мы сейчас строим, например, трассировка Третьего пересадочного контура (ТПК) была иной, не были запланированы транспортно-пересадочные узлы (ТПУ), дороги и трассировка линий скоростного рельсового транспорта в новой Москве», – перечисляет глава стройкомплекса Марат Хуснуллин.
В новой схеме основная роль отводится скоростному рельсовому транспорту: хорошо известно, что и девелоперы, и покупатели жилья, и арендаторы офисов в первую очередь ориентируются на наличие станций метро. Их появление влечет за собой бурное развитие территорий, в том числе депрессивных и заброшенных. За минувшие семь лет протяженность Московского метрополитена выросла более чем на 30%. Параллельно продлению существующих радиальных направлений подземки стройкомплекс приступил к строительству новых веток и Третьего пересадочного контура. «Это крупнейший инфраструктурный проект столицы. Благодаря Большому кольцу не только улучшатся связи в средней части города, но и появится задел для строительства новых радиусов метро на ближайшие десятилетия», – подчеркнул мэр Москвы Сергей Собянин. Еще одной основой современного транспортного каркаса столицы стало Московское центральное кольцо (МЦК), созданное на базе МК МЖД. К этому проекту городские власти и железнодорожники подступались в течение многих лет, однако дело удалось сдвинуть с мертвой точки только команде Сергея Собянина. «Москвичи за этот проект проголосовали ногами. Ежедневно им пользуются более 330 тыс. пассажиров. Хотя закладывали так, что на начальном этапе будет ездить примерно 240 тыс. пассажиров», – сказал столичный градоначальник.
Однако новая транспортная схема была бы неполной без масштабного дорожного строительства. В течение нескольких лет подрядчикам удалось значительно нарастить темпы. Сейчас в плотно застроенном городе ежегодно строят и реконструируют более 100 км дорог. За неполные семь лет длина улично-дорожной сети (УДС) в Москве выросла более чем на 15%, а количество искусственных сооружений – мостов, тоннелей и эстакад – на 26%. Отдельным подарком для автомобилистов стала реконструкция 13 развязок на МКАД – даже в часы пик Окружная едет со скоростью примерно 41 км в час. В 2018 году будет достроена Северо-западная хорда, а в 2019-м – Северо-восточная. Вместе с Южной рокадой они образуют кольцо неправильной формы протяженностью 232 км, на котором будет около 50 эстакад и развязок. В этом году стартует строительство дублеров Кутузовского проспекта.
Пересекаясь с линиями скоростного внеуличного транспорта, новые автомобильные трассы укрепляют транспортный каркас, создавая дополнительные возможности для раскрытия потенциала прилегающих к ним территорий.
Уже в увязке с новым транспортным строительством в Москве за шесть лет было построено 50 млн кв. метров недвижимости, из них около 18 млн кв. метров – жилье. В этом году, по оценкам горадминистрации, в эксплуатацию введут еще около 8 млн кв. метров помещений различного назначения. Параллельно с крупными инфраструктурными стройками идет активное развитие социальной сферы. Построены 203 детских сада, 67 школ и 58 объектов здравоохранения, причем 25% из них за счет средств инвесторов. С 2011 по 2017 год в Москве появилось 68 спортивных объектов, а ввод в эксплуатацию самых крупных из них стал возможен тоже благодаря новым транспортным проектам. Рядом со стадионом «Спартак» открылась новая станция метро, построена развязка на Волоколамском шоссе. А в двух шагах от Большой спортивной арены «Лужники», которая примет основные матчи футбольного чемпионата, открылась станция МЦК.
Еще одним следствием масштабного транспортного строительства стало развитие промышленных зон. Всего они занимают 18,8 тыс. га: из них 4,7 тыс. га подлежат полной реорганизации, 7,8 тыс. – частичной. Спустя год с небольшим после запуска МЦК заметно активизировалось освоение соседних с ним территорий, например, застройка промзон № 56 «Грайвороново», № 27 «ЗИЛ», № 22 «Соколиная Гора», № 50 «Алтуфьевское шоссе», № 6 «Силикатные улицы». Всего в радиусе одного километра от МЦК может быть построено порядка 10 млн кв. метров недвижимости. Чтобы стимулировать инвесторов создавать в промзонах рабочие места, городские власти закрепили в Правилах землепользования и застройки (ПЗЗ) повышенный показатель плотности для таких объектов – 15 тыс. кв. метров на один гектар. «Московское центральное кольцо возродило к жизни тысячи гектаров депрессивных промышленных территорий. Каждое движение, каждый километр дорог, каждый километр метро порождает встречную волну инвестиций и развития», – подчеркнул Сергей Собянин. Кроме того, появление МЦК положительно сказалось на уже работающем бизнесе. В офисах, расположенных в шаговой доступности от станций МЦК, практически не осталось вакантных площадей, а ставки на торговые помещения приближаются к рыночным для помещений на первой линии у станций метро.
Переход на хордовую систему в Москве позволил не только кардинально изменить положение дел с развитием дорожной инфраструктуры, но и стал серьезным подспорьем для столичных застройщиков. В частности, ввод в эксплуатацию скоростной Северо-восточной хорды должен существенно облегчить жизнь 4 млн жителям Юго-Восточного, Восточного и Северного административных округов Москвы, улучшив также и инвестиционную привлекательность возводимых там жилых комплексов. Кроме того, новая трасса, как и МЦК, проходит по некоторым территориям промзон, которые планируют развивать в будущем. Например, на месте ткацкой фабрики «Измайловская мануфактура» предусматривается жилищное строительство. Нетрудно убедиться, что к аналогичному эффекту приводит строительство и реконструкция любой магистрали города. В частности, появление Южного дублера Кутузовского проспекта будет способствовать вовлечению в хозяйственный оборот пустырей на юго-западе и западе столицы и развитию промзоны «Очаково», сохраняющей производственное назначение. В новой Москве дороги и первые станции метро стали драйвером полицентрического развития присоединенных территорий, в которые за пять лет, по оценкам стройкомплекса, было вложено 870 млрд руб. инвестиций.
Не стоит забывать, что в столице стартовала масштабная программа реновации старого жилищного фонда, в рамках которой за 15 лет предстоит построить 25 млн кв. метров современного жилья. Опережающее транспортное строительство позволяет рассчитывать, что жители новых кварталов, которые вырастут на месте пяти-
этажек, будут обеспечены удобными подъездными путями и станциями скоростного внеуличного транспорта в шаговой доступности.
Марат Хуснуллин подчеркнул, что шаговая доступность будет ключевой для градостроительного развития Москвы в XXI веке: «Мы сейчас строим ТПУ и будем «притягивать» недвижимость к существующим транспортным магистралям, чтобы человек мог и работать, и жить, и получать услуги, и отдыхать в пешей доступности, не теряя времени на дорогу». В Минтрансе РФ, в свою очередь, подчеркивают, что вложения регионов в транспортную инфраструктуру производят мультипликативный эффект: каждый рубль инвестиций на стадии эксплуатации приносит не менее 6–7 руб. дохода, и Москва здесь является безусловным лидером.