«Большинство москвичей обеими руками голосуют за строительство метро»
Новое название вашей компании «МосМетроХолдинг» – красивое, но чем вам не понравилось старое?
Орлов Игорь: Оно было всем хорошо, но не отражало в полной мере возможностей нашего коллектива. Ведь много лет мы и правда занимались только инженерными коммуникациями. Но с приходом команды нового мэра города изменились и строительные приоритеты. Теперь Москва больше строит дорог, объектов метро, железнодорожной инфраструктуры. Мы все-таки молодые люди, средний возраст в компании около 35 лет, и хотим быть полезными городу и участвовать в решении накопившихся проблем.
Смирнов Александр: Ну и потом мы уже много лет выполняем работы, которые не ограничиваются только выносом и перекладкой коммуникаций. Это весь комплекс работ по строительству объектов метрополитена.
В числе объектов, в строительстве которых компания принимала участие, – станции метро «Новокосино», «Шипиловская». В настоящее время ведутся работы по строительству станций Калининско-Солнцевской линии: «Минская», «Ломоносовский проспект», «Раменки». Запланировано продление линии до микрорайона Ново-Переделкино. Общая протяженность радиального участка составит более 20 километров – это одна из самых протяженных линий, которые сегодня прокладываются, и что немаловажно – одна из самых долгожданных. Думаю, не стоит рассказывать о том, сколько лет ждут метро жители того же Ново-Переделкина и сколько неудобств они испытывают ввиду его отсутствия.
В какой момент вы поняли, что выросли из Инжстройпроекта?
О.И.: Наверное, в тот момент, когда задумались о ребрендинге, то есть несколько лет назад. Нас в качестве субподрядчиков начали привлекать на большие и большие объемы работ. Крупнейшие компании, с которыми мы сотрудничали, видели, что мы действительно способны качественно и в срок решать поставленные задачи. Могу вам показать благодарности, которые мы получаем от своих партнеров: Трансинжстроя и других компаний, а также от органов власти. Так, довольно быстро мы где-то даже незаметно для себя выросли из небольшой компании, нам стало «тесно» в Инжстройпроекте.
С.А.: Здесь также важно понимать, что перестройка компании – это дело не одного дня. Мы на протяжении нескольких лет шаг за шагом к этому идем. Новые объемы, виды работ требуют от нас увеличения количества рабочих рук, техники и так далее. Ну и, конечно, оборудование: машины, краны, экскаваторы, закупаем последние разработки, а не арендуем у кого-то.
То есть ребрендинг – это не ваше какое-то амбициозное желание, а сложившаяся необходимость?
О.И.: Конечно. Ребрендинг компании стал логичным следствием ее развития и выхода на новый уровень ведения бизнеса.
Что вы подразумеваете под «новым уровнем»?
О.И.: Мы ставим перед собой задачу: стать крупным строительным холдингом, который способен выполнять весь спектр работ, востребованных в столице. В первую очередь, и это следует из нашего названия, – это строительство объектов метрополитена, но также наши возможности позволяют возводить дороги, эстакады, мосты, тоннели. При этом будем ориентироваться на генподряд.
С.А.: Я поясню, о каком генподряде речь, потому что в обществе и строительной среде это понятие может подразумевать разные вещи. Что такое генподряд? Это может быть организация, которая выигрывает торги, а потом дает работу другим компаниям, так называемым субподрядчикам. Таких примеров в нашей стране достаточно много, в Москве в том числе. Мы же, получая генеральный подряд, планируем работать самостоятельно. У нас все для этого есть – люди, техника, опыт.
Руководство стройкомплекса Москвы часто говорит, что растущие темпы транспортного строительства требуют все больше рабочих рук. Как вы решаете эту проблему?
О.И.: О том, что такая проблема возникнет, мы знали давно и заранее готовились, поэтому у нас на сегодняшний день достаточно человеческих ресурсов. Я вам больше скажу, в начале лета мы заканчиваем работы по строительству олимпийских объектов в Сочи, и у нас освобождается целая армия строителей, которую мы переводим в Москву для того, чтобы сосредоточиться полностью на тех работах, которые мы ведем здесь, дома, в Москве.
Весь прошлый и позапрошлый год мы активно занимались формированием штата компании. Приглашали проектировщиков, инженеров. По инженерно-техническим кадрам у нас даже есть запас. Основной костяк теперь уже холдинга – это около 800 специалистов самого высокого уровня, около 50 человек – проектное подразделение, способное проводить экспертизу проектов, предлагать те или иные решения, которые позволят экономить время при строительстве объектов транспортной инфраструктуры и средства бюджета города. Ну а выигрывают от этих решений москвичи, которые получают новые удобные развязки, станции метро в короткие сроки.
Вы так уверенно говорите про специалистов высокого уровня…
О.И.: Могу подписаться под каждым словом! Мы хотим идти в ногу со временем, поэтому привлекаем лучшие кадры, при этом постоянно повышаем их квалификацию, отправляем учиться в разные страны, которые обладают передовым опытом, например, в метростроении, тоннелестроении. Я вам честно скажу, мало кто сегодня этим может похвастаться на строительном рынке.
В частности, большую работу ведем с немецкими коллегами. А ведь именно их техника сегодня одна из самых востребованных в мире. В Москве, например, больше половины тоннелепроходческих щитов немецкого производства. Сейчас планируем активнее работать с вузами, чтобы приглашать к себе наиболее активных талантливых студентов, которые в будущем смогут вырасти в высококлассных профессионалов.
Почему люди идут к вам работать, а не в другие компании?
С.А.: Здесь как раз все просто: это интересная работа, гарантированная зарплата и постоянный профессиональный рост. То есть все в духе времени. Ну и социальные обязательства мы все выполняем. Между компанией и сотрудниками заключен коллективный трудовой договор, предусматривающий расширение прав работников в сравнении с гарантированными Трудовым кодексом. Создана первичная профсоюзная организация при Проф-союзе работников строительства и промышленности строительных материалов.
При строительстве станции метро «Ломоносовский проспект», на котором вы работаете, были протесты жителей, которые выступали против того, чтобы под топор пошел яблоневый сад. Как сейчас обстоит дело?
О.И.: Нужно понимать, что в том районе живут и работают несколько тысяч москвичей. Те протесты, которые были в прошлом году, несмотря на большой шум, организовывались несколькими местными муниципальными депутатами от оппозиционных партий. В целом же народ с пониманием относится к строительству. Наши сотрудники много времени потратили на встречи с жителями, на разъяснение той работы, которая ведется. Могу с уверенностью сказать, что сегодня подавляющее большинство москвичей обеими руками голосуют за строительство метро.
Как вам удалось их убедить в этом?
О.И.: Мы не столько убеждали в чем-то жителей, сколько объясняли важность работы, которую ведет правительство Москвы. Сейчас ведь многие жители районов, расположенных вблизи строящейся ветки, тратят ежедневно по три часа на дорогу до работы и обратно. После того как станции откроются, они смогут делать это в два, а то и в три раза быстрее.
Ведь мы все живем не в каком-то конкретном доме, а в большом мегаполисе, где транспортные проблемы долгое время никак не решались. Наверное, где-то нужно и потерпеть, чтобы завтра было удобно и комфортно жить. Москвичи это понимают и готовы терпеть. Согласитесь, мы часто не задумываемся о том, что, выйдя из дома, садимся в автомобиль или автобус и едем по дороге, тоннелям, эстакадам, которые несколько лет назад строились возле домов других москвичей, и они терпели неудобства, ежедневно наблюдали под своими окнами стройку, чтобы мы сегодня могли удобнее добираться до каких-то своих мест. То же самое касается и метро.
Тем более если говорить о яблонях, то власти Москвы по этому поводу занимают очень жесткую и абсолютно правильную, на мой взгляд, позицию – сколько деревьев спилили, столько же нужно и посадить, причем в непосредственной близости. В прошлом году, кстати, метростроители посадили небольшой лес в Москве. Надеюсь, такая практика продолжится.
С.А.: Ну и еще важный момент: стоимость недвижимости растет после появления вблизи станций метро – это для Москвы многолетняя данность. Вы скорее всего знаете, что цена квартир в домах возле метро примерно на 20–30% выше, чем в аналогичных, но расположенных на значительном удалении от станций метрополитена. Даже сам факт того, что правительство города запланировало новую ветку метро, уже влияет на рынок недвижимости. Жители это знают не хуже строителей.