«Мы выстраиваем вокруг городов вторые города» - Московская перспектива
«Мы выстраиваем вокруг городов вторые города»

«Мы выстраиваем вокруг городов вторые города»

«Мы выстраиваем вокруг городов вторые города»
«Мы выстраиваем вокруг городов вторые города»
Почему квадратных метров все больше, а жить негде

Несмотря на огромную территорию нашей страны, россияне живут тесновато. На одного человека приходится всего 24 кв. метров жилья (в Москве – 19,2 кв. метра). В европейских странах этот показатель достигает 45 кв. метров, в США – 70 кв. метров. Почему же, несмотря на четверть века рыночной экономики, нам никак не удается решить пресловутый жилищный вопрос? И хватит ли доходов, которые производит сегодня российская экономика, чтобы перейти от 24 кв. метров на человека хотя бы к 30?

Ответы на эти вопросы искали президент фонда «Институт экономики города» Надежда Косарева, исполнительный директор фонда «Институт экономики города» Татьяна Полиди, бывший гендиректор ОАО «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию» Александр Семеняка и управляющий директор ОАО «Федеральный центр проектного финансирования» Илья Пономарёв.

О старом и новом жилье

Татьяна Полиди: «Если в 2000 году инвестиции в реконструкцию жилья были в 10 раз меньше, чем инвестиции в освоение новых территорий, то в 2012-м уже в 20 раз. То есть вся деятельность бизнеса в жилищном строительстве велась эти годы в экстенсивном формате. Что привело к тому, что с 2000 по 2012 год у нас доля изношенного, устаревшего жилищного фонда увеличилась с 15 до 18,5%.

В итоге, несмотря на прирост темпов ввода жилья, идут процессы устаревания жилищного фонда – по сути, его выбытия. Получается, все это развитие жилищного строительства в эпоху большого экономического роста не пошло на увеличение жилищной обеспеченности граждан. Проще говоря, одно строим – другое в это время приходит в негодность.

В 2014 году было проведено исследование по заказу Национального объединения застройщиков жилья и Национального объединения строителей. Там, в частности, спрашивали у муниципалитетов, какие территории нуждаются в реконструкции, в сносе ветхого и аварийного жилья? При этом исследовались только крупные города с населением более 250 тыс. человек.

Получилось, что потенциал только этих городов составляет 262 млн кв. метров строительства нового жилья взамен сноса ветхого и аварийного жилья – реконструкции застроенных территорий. Для справки: в этих городах профессиональные застройщики сейчас строят 16 млн кв. метров жилья в год. Но при таких темпах ввода жилья при условии, что половина из них будет реализовываться в рамках реконструкции, понадобится 33 года на то, чтобы реализовать эти проекты. Это если мы обратимся внутрь городов, а не продолжим дальнейшее расползание».

Надежда Косарева: «Часто говорят, что нам надо строить по одному квадратному метру на человека в год, как во всех развитых странах. Хотя в большинстве европейских стран строят гораздо меньше, а обеспеченность жильем там выше. Сам показатель, измеряемый в квадратных метрах, уводит нас в сторону, дезориентирует. Этот показатель привел к тому, что мы начали осваивать свободные территории, то есть строить, по сути, вторые города, забыв про первые. А население-то у нас не растет. И человек одновременно в двух квартирах жить не может. Я могу понять, зачем квартира и загородный дом, но зачем две квартиры? Тем не менее мы выстраиваем вокруг городов вторые города. Заброшены центральные территории. Все, кто бывает в российских городах, видят вросшие в землю индивидуальные дома в серединных зонах городов. Мы лучше построим огромный микрорайон вдалеке с многоэтажками, а центральные территории будут оставаться застроенными ветхими одноэтажными домами.

Отсутствуют понимание и выстраивание стратегии в единицах жилых домохозяйств – этого вообще нет. Есть только квадратные метры на человека. И это полнейшая дезориентация строительной и градостроительной политики.

Ведь жилье – это не просто дом. Там должна быть не просто коммунальная и социальная инфраструктура, там должны быть транспортная доступность к местам организации труда, многофункциональность территорий и т.д. и т.п. Вот то, чего сегодня совершенно не происходит, когда однотонными советскими домами 1980-х застраивают территории, где в лучшем случае есть детский садик и школа, но больше ничего нет. Это тиражирование спальных советских районов и, на мой взгляд, совершенно унылая перспектива развития наших городов».

О конкуренции по-российски

Татьяна Полиди: «Цены на жилье в России в период экономического роста, до кризиса 2008 года, постоянно росли. Да и дальше продолжили свой рост после небольшого падения. С точки зрения экономиста, это может быть связано либо с улучшением качественных характеристик жилья, чего мы не наблюдали за этот период времени, либо свидетельствует о рыночной власти застройщиков, которые могут влиять на цену.

При реальной конкуренции застройщики и производители любого товара на цену влиять не могут, потому что она устанавливается рынком и, как правило, близка к издержкам. Там прибыль очень маленькая, в теории – нулевая. Но у нас увеличение спроса приводит не к увеличению объемов предложения, а к увеличению цен. Это означает, что производители, в данном случае застройщики, имеют власть и возможность влиять на эти цены. А это свидетельствует о том, что конкуренция несовершенна. Насколько она несовершенна, насколько они близки к ценовому сговору или другой форме несовершенной конкуренции, мы этот вопрос до конца выяснить не можем по тем данным, которые у нас есть».

Илья Пономарёв: «Если говорить об отсутствии конкуренции в жилищном строительстве, я бы сказал, что она отсутствует не в жилищном строительстве, а в праве получения разрешения на строительство. У нас совершенно не институционализированы эти вещи, конкурентам впутываться в это просто бессмысленно.

То есть конкуренция существует не в технологиях строительства, не среди подрядчиков, а в «доступе к телу». Вот и всё. Отсюда отсутствие спроса и на производительность труда, потому что увеличение производительности труда вдвое даст вам по стоимости реально 5%, а хорошие посиделки с мэром – 20% минимум, за один раз. И спрос на это не возникает, и нет конкуренции».

Надежда Косарева: «Наш анализ показывает, что есть три главных фактора отсутствия конкуренции. Это, во-первых, доступ к подключению к коммунальной инфраструктуре, во-вторых, нагрузка по социальной инфраструктуре, накладываемая выборочным образом по договоренности с местными чиновниками (кто-то должен строить детский садик, а кто-то нет). В-третьих, административные барьеры на всех стадиях, а не только на стадии аукциона получения жилищных участков. Эти три фактора приводят к тому, что именно на рынке застройки, девелопмента, на наш взгляд, отсутствует конкуренция».

О том, из чего складывается цена квадратного метра

Татьяна Полиди: «По нашей оценке, в структуре цены, если мы возьмем среднюю цену (по данным Росстата по РФ, на первичном рынке она составляет 52–54 тыс. рублей за кв. метр), затраты на строительно-монтажные работы – примерно половина. Около 10% – это стоимость земли, 10% – подключение к инфраструктуре.

Об оплате кредитов в средней цене сложно рассуждать, потому что у нас застройщики пока работают в несколько отсталой форме, привлекая средства населения напрямую, по договорам долевого участия в строительстве. Почему я называю эту форму отсталой? Потому что это характерно только для развивающихся стран, в развитых странах все-таки работают кредитные механизмы, люди покупают уже готовый продукт, построенное жилье, а не на уровне котлована. Но у нас люди продолжают платить заранее, причем практически в полном объеме. В тех же проектах, где применяются кредитные ресурсы, примерно еще 10% уходит на оплату кредитов. Все остальное – это прибыль застройщиков, а они уже распределяют ее между какими-то скрытыми платежами, договоренностями и т.д. Это уже науке неизвестно».

Надежда Косарева: strong>«Действительно, никто никогда не откроет у застройщика структуру цены, но в рамках установления в программе «Жилье для российской семьи» цены в 30 тыс. рублей за кв. метр были проведены многочисленные консультации. В конечном итоге 30 тыс. вышло из минимальных предельных затрат. 20 тыс. – строймонтаж (но это типовое жилье), 4 тыс. – коммунальная инфраструктура, 4 тыс. – социальная инфраструктура, 1 тыс. – аренда земельного участка, 1 тыс. – кредит. Это – минимальная себестоимость, без взяток и других внешних вещей. Часть застройщиков говорит, что это невозможно, а часть говорит, что это вполне возможно».

Илья Пономарёв: «Насчет себестоимости структуры я скажу, что в Москве в среднем цена по издержкам 45 тыс., причем не так важно – центр это или Бутово. Это рыночная цена, вот и считайте разницу. При этом в стране огромное количество жилья, которое стоит меньше 10 тыс. рублей за кв. метр. Но там нет инвесторов. Им это неинтересно. Получается, экономической стоимости просто нет. У нас, когда после пожара возводили жилье, оно получилось в 4 раза дороже, чем в этих же райцентрах можно было его купить. Вот ведь чудеса».

О программе «Жилье для российской семьи»

Александр Семеняка: «На мой взгляд, возможности для наведения порядка есть. Сегодня позиция Минстроя, в отличие от 2009 года, помогать не всем застройщикам подряд, а попробовать сконцентрироваться на программе «Жилье для российской семьи».
В рамках программы цена жилья на 20% ниже рыночной и не выше 35 тыс. рублей за кв. метр. Требования к жилью определены постановлением правительства № 404. И сейчас наша страховая компания готова страховать застройщиков – участников программы «Жилье для российской семьи» для реализации массового жилья эконом-класса.

В рамках этой программы АИЖК также реализует механизмы выкупа объектов инженерно-технического обеспечения по цене не выше 4 тыс. рублей на 1 кв. метр жилья.Те застройщики, которые не захотят работать по этой программе, не будут пользоваться мерами господдержки. Они либо сами как-то переживут кризис, либо перейдут к тем, у кого домостроительные комбинаты. Таким образом, они все равно станут участниками этой программы, с помощью которой, на мой взгляд, реально навести порядок, определить стандартные требования к жилью, застройщикам, а дальше попробовать конкретно поддерживать сертифицированных, соответствующих стандартам участников рынка. По крайней мере, сейчас такое намерение есть. Насколько хватит воли – посмотрим.

Какие еще могут быть использованы инструменты, кроме «Жилья для российской семьи»? Я считаю, надо использовать потенциал нового закона о социальном жилье некоммерческого найма. Здесь мы имеем другой тип ипотечного кредита – это ипотека для инвестора, который покупает дом. В отличие от классической ипотеки с равными ежемесячными платежами здесь есть разница по платежам, когда первый платеж считается по реальной ставке, а дальше ежегодно индексируется в зависимости от инфляции.
Это позволяет решить важную задачу: в первый год по такому найму сделать платеж в два раза меньше, чем был бы при ипотеке, и дать человеку выбор: купить площадь в два раза меньше, но в собственность, или более комфортное жилье, но быть арендатором».

Теги: #