На сатирическом фронте
На борьбу с врагом в годы Великой Отечественной войны поднялся весь народ. Люди всех возрастов и профессий приближали Победу. Своя линия фронта в те дни была и у советских художников-плакатистов, карикатуристов, мастеров политического шаржа. В столичной галерее Мамонтовых открылась выставка «Художники Кукрыниксы – солдаты Великой войны». Она напоминает о военном периоде творчества знаменитого содружества трех российских художников.
Кукрыниксы (Михаил Куприянов, Порфирий Крылов, Николай Соколов) начали работать вместе в 1924 году, когда учились во ВХУТЕМАСе. В предвоенные годы в их творчестве стало появляться все больше антифашистских карикатур. Так, на выставке представлены сатирические рисунки по мотивам событий гражданской войны в Испании – шаржи на лидеров военного мятежа.
Уже 22 июня 1941 года Кукрыниксы встали в строй защитников Отечества: к вечеру первого дня войны художники создали эскиз плаката «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!», а уже через два дня отпечатанный тираж появился на улицах Москвы и других городов. Все четыре года войны Кукрыниксы напряженно трудились: ежедневно сдавали карикатуры в газету «Правда» и журнал «Крокодил», рисовали плакаты для «Окон ТАСС», готовили листовки для немецких солдат (служившие им пропуском в плен). Их «военный» архив насчитывает более тысячи работ. Каждое утро на улицах Москвы возле новых «Окон ТАСС» собирались толпы горожан. Языком графической сатиры и беспощадного сарказма Кукрыниксы рассказывали о событиях войны, давали характеристики оккупантам и их предводителям. Это была настоящая фронтовая вахта продолжительностью 1418 дней, без единого выходного. В этой работе нельзя было заболеть или впасть в творческий кризис. Когда в 1942 году Кукрыниксам была вручена Сталинская премия, художники передали все деньги на строительство танка «Беспощадный», дошедшего затем до Берлина. Карандаши и пушки в той войне были одинаково нужны для победы над неприятелем.
На выставке демонстрируются подлинники плакатов, раритетные эскизы, иллюстрированные книги, а также работы Николая Соколова, выполненные им в Германии в первые послевоенные месяцы. Хранившиеся в архивах авторов (а затем – у их наследников), многие из этих работ не публиковались и не экспонировались после 1940-х годов. Плакаты, выполнившие свою агитационную роль, позже оказались не нужны государственным музеям. В то же время зарубежные коллекционеры предлагали наследникам продать архив, суля хорошие деньги. Однако работы Кукрыниксов остались на родине.
Эти три художника создали свою летопись войны, свою галерею врагов. Их оружием была сатира, основанная на традициях русского лубка и во многом продолжающая линию «Окон РОСТА». (Кукрыниксы начинали в эпоху расцвета авангардистского плаката, общались с Маяковским и его соратниками.) Среди представленных работ – гротескные образы нацистских вождей, хвастливых и трусливых офицеров вермахта, экспрессивные иллюстрации к событиям на фронтах Второй мировой. Здесь можно увидеть оригинал плаката 1942 года «Убей захватчика-врага!» с приклеенным машинописным текстом, «Окно ТАСС № 472» о немецком офицере фон Драппе («Против молодца – сам овца»), многофигурная композиция «Проездом из Германии цирк «Гитлер и компания». От Кукрыниксов доставалось и тем, кто вместе с немцами вторгся в нашу страну, кто помогал Гитлеру завоевывать Европу. В числе персонажей их плакатов – Антонеску, Маннергейм, Муссолини, Лаваль. Для каждого из фашистских главарей художники нашли свой запоминающийся карикатурный образ, внушающий отвращение и насмешку. Эффект графических работ усиливают стихотворные строки: Кукрыниксы в дни войны работали с Демьяном Бедным и Александром Жаровым, но особенно плодотворным оказалось сотрудничество с Самуилом Маршаком. В союзе с этим знаменитым поэтом и переводчиком художники выпустили множество плакатов и несколько книг.
Из семьи Николая Соколова (он скончался уже в ХХI веке в возрасте 97 лет) в собрание галереи поступили рисунки этого мастера, выполненные в послевоенной Германии в реалистической манере. Кукрыниксы прибыли туда для работы на заседаниях Нюрнбергского трибунала, но каждому удавалось найти часы и для индивидуальной работы. На рисунках Соколова предстают улицы Берлина, почти полностью разрушенного в период боев, недавние узники нацистского концлагеря в Магдебурге, освобожденные Красной Армией, виды Дрездена после бомбардировок. Друзья-художники достойно прошли свой военный путь. Их творческий союз продолжался более 60 лет, и нынешняя выставка напоминает молодому поколению о таком ярком художественном явлении советского изобразительного искусства, как Кукрыниксы.
Выставка работает до 3 июля.