Мигрантов спустили с лесов
Минтруд предлагает ограничить использование на стройках иностранной рабочей силы. Согласно законопроекту, разработанному с подачи Минстроя, число мигрантов на стройплощадке не должно превышать 65% от общей численности персонала. Таким образом чиновники решили поддержать отечественные кадры, в первую очередь из депрессивных и наиболее пострадавших от кризиса регионов. Однако эксперты называют идею не до конца продуманной: поток мигрантов и так снижается, а россияне работать на стройках по-прежнему не хотят.
Законопроект, разработанный в Министерстве труда, содержит ограничения на использование иностранной рабочей силы в нескольких отраслях. В частности, в палатках и магазинах, торгующих пивом и табаком, иностранцев должно быть не более 15% от общей численности сотрудников. На сельхозпредприятиях, специализирующихся на выращивании овощей, – не более 50%, в сфере спорта – не более 25%, в области пассажирских и грузовых перевозок – не более 35%.
Строительство впервые попадает в ограничительный перечень. Точнее, в 2013 году при разработке федеральной программы «Новая занятость» были идеи запретить гастарбайтерам работать на государственных стройках, но, взвесив все за и против, чиновники решили не рисковать. Однако на волне очередного кризиса тема мигрантов всплыла вновь. На этот раз в контексте импортозамещения, которое после ввода санкций стало одним из главных приоритетов развития отечественной экономики. Как пояснили в Минтруда, изначально идея ввести квоты для иностранных строителей исходила от Минстроя. «Минстрой России в связи с предполагаемым снижением в 2016 году объемов строительства, что приведет к перераспределению освободившихся работников строительной отрасли из числа граждан Российской Федерации и уменьшит потребность в иностранной рабочей силе, предлагает установить допустимую долю в сфере строительства в размере 65%», – говорится в пояснительной записке к законопроекту.
Официально Минстрой свое предложение не комментировал, а неофициально чиновники сообщили, что «в условиях кризиса российские власти должны в первую очередь думать о своих гражданах» и о тех, перед кем Россия несет обязательства. В первую очередь это белорусы – члены Союзного государства и беженцы из юго-восточных регионов Украины. Именно они в идеале должны заполнить 65%-ную квоту, предназначенную для иностранных работников.
Однако участники рынка считают идею непродуманной. Во-
первых, не совсем понятно, откуда взялась цифра 65%, почему не 40% или не 80%? Ведь среднее число трудовых мигрантов на стройках никто из государственных органов не считал. «Любые расчеты сегодня приблизительные, поскольку не учитывают тех, кто работает в нашей стране нелегально. Сначала надо с привлечением экспертов определить общее количество иностранных рабочих в строительстве», – считает профессор кафедры государственного и муниципального управления ИГСУ РАНХиГС Татьяна Иларионова.
Еще категоричнее в адрес федералов высказывается глава Леноблсоюзстроя Георгий Богачёв: «Это все равно что законодательно приказать солнцу светить на 65%. Очередная кормушка для тех, кто подсчитывает все эти проценты. После введения патентной системы трудовых мигрантов бизнес полностью легализован, в бюджет поступают налоговые сборы. Для девелоперов иностранцы – спасение. Дело ведь не в дешевизне мигрантов, маленькой зарплате, а в том, что просто нет наших людей, готовых работать на стройке. Авторов законопроекта самих бы заставить класть кирпичи!»
По мнению гендиректора агентства недвижимости «НДВ-Групп» Александра Хрусталёва, инициатива чиновников связана с общим трендом на импортозамещение. «Данная инициатива будет иметь смысл при отчетах Минтруда перед правительством, когда они покажут, что тоже приняли участие в импортозамещении, в том числе рабочей силы. На самом деле ничего не произойдет. Как россияне особо не работали, так и не работают», – рассуждает эксперт. При этом зарплаты у иностранных и российских строителей практически выровнялись. Тем, кто работает легально, наниматели платят 30–35 тыс. рублей, а нелегальный труд и так запрещен. «Рынок сейчас становится более цивилизованным, а мигранты уже не готовы работать за копейки», – утверждает господин Хрусталёв.
За нелегальное использование трудовых мигрантов Кодекс об административных правонарушениях предусматривает серьезные штрафы, напоминают юристы. Для юридических лиц – от 200 тыс. до 1 млн рублей за одного иностранного рабочего, для самих мигрантов – от 5 до 7 тыс. рублей по Москве и Санкт-Петербургу с административным выдворением. Должностное лицо может быть привлечено к уголовной ответственности с наказанием до 5 лет лишения свободы. Проверяют постоянно: миграционная служба, полиция, прокуратура и др.
Столичные власти утверждают, что на московских стройках иностранных рабочих практически нет, поэтому ограничения, запланированные федеральными чиновниками, на темпах строительства и стоимости недвижимости в Москве никак не отразятся. «Мигранты из стран ближнего зарубежья, занятые в строительстве, это, как правило, низко-
квалифицированный персонал. Потребность любой стройки в таких рабочих – всего 15% от трудового коллектива», – отмечает руководитель столичного департамента строительства Андрей Бочкарёв. По его словам, доля москвичей на городских стройках составляет 30%, а большинство рабочих – это выходцы из Центральной России, Кировской, Калужской, Тверской областей.