АКИ выступает мостом между бизнесом и арт-сообществом

В мире, где творчество часто остается недооцененным, АНО «Агентство креативных индустрий» (АКИ) создает реальные возможности для художников. Бесплатные мастерские, выставки на ведущих площадках и партнерство с крупными компаниями – все это помогает молодым талантам не просто выживать, а развиваться и добиваться успеха. О том, как АКИ меняет арт-среду Москвы и какие перспективы открываются перед художниками, нам рассказала руководитель проектного офиса по развитию креативных индустрий АКИ Нина Геворкян.
Какие основные цели и задачи стоят перед проектом «Московские мастерские»? Как он поможет развитию креативной индустрии в Москве?
– Мы неоднократно получали запрос от индустрии, поэтому решили помочь и предоставить мастерские от города для начинающих и профессиональных художников. Помимо самих мастерских у резидентов есть доступ к оборудованию для создания живописных и керамических работ. Прошедшие конкурсный отбор художники получат в распоряжение одну из 35 мастерских в РЦ «София» и одну из пяти мастерских в ЖК «Стремянный 2» на Павелецкой и на четыре месяца станут резидентами центра. А по итогам сезона смогут представить на выставке созданные в рамках проекта работы. Задача творческого центра «Московские мастерские» – предоставить художникам пространство для творчества, способствовать обмену идеями и опытом. А главная цель – помочь столичной молодежи раскрыть свой потенциал.
Помимо студий, какие возможности вы считаете ключевыми для работы в «Московских мастерских»?
– В творческом центре «Московские мастерские» помимо 35 полностью укомплектованных художественных студий размещены лекторий и выставочный зал. Также будет общее пространство с печами для обжига, покрасочными камерами и зона для сушки работ. Планируется и образовательная программа для художников.
Какие критерии станут учитывать при отборе художников для участия в проекте?
– Совершеннолетние художники должны иметь статус самозанятого, индивидуального предпринимателя или юридического лица в Москве, а также творческое портфолио. После подачи документов претендентов отбирает экспертное жюри. В него вошли ведущие специалисты арт-индустрии: Александра Лекомцева, генеральный директор ярмарки blazar и соучредитель галереи Sample; Алина Крюкова, основатель a—s—t—r—a gallery, сооснователь ярмарки современного искусства |catalog|; Кристина Горланова, сооснователь Ассоциации арт-резиденций России, куратор арт-резиденции «Выкса», а также Николай Корьков, генеральный директор Международной ярмарки современного искусства Cosmoscow, и Сабина Чагина, куратор, основатель междисциплинарной творческой платформы «Сабстанция». При отборе действует балльная система: оценивается участие художников в индивидуальных или групповых выставках, наличие профильного образования, а также экспертное мнение жюри о работах.
Как возникло решение открыть дополнительные мастерские в жилых комплексах?
– АКИ выступает мостом между бизнесом и арт-сообществом, помогает в своих проектах налаживать контакты и создавать новые креативные проекты, привлекая крупный российский бизнес. Одним из примеров такого плодотворного сотрудничества является взаимодействие с ГК «Самолет». В этом сезоне они создали городские мастерские в самом центре Москвы.
Планируются ли другие партнерства или расширение проекта в будущем?
– Мы также реализуем на ежегодной основе проект «Арт-фабрика», который нацелен на создание механизма взаимодействия арт-сообщества, девелоперов и муниципальной власти для переосмысления городской среды и общественных пространств.
Проект помогает как начинающим, так и опытным художникам продемонстрировать свои идеи и реализовать их, налаживает связь между владельцами бизнеса и представителями арт-индустрии для поиска новых концепций и решений. Результатом проекта становится преображение городских пространств: в Москве создаются яркие арт-объекты, которые украсят общественные места и станут точками притяжения для жителей и гостей столицы. Такой формат удобен и выгоден обеим сторонам: для художников это возможность реализовать новые идеи и выйти на крупных заказчиков, а для партнеров проекта – повысить интерес к их продуктам благодаря креативным решениям.
Как образовательная программа центра может повлиять на профессиональное развитие художников? В чем особенности программы?
– На площадке мастерских мы реализуем практико-ориентированную программу «Арт.Практикум», которая помогает участникам не только развивать творческие навыки, но и осваивать ключевые аспекты работы в арт-индустрии. В 2023 году программа стартовала как совместный проект со школой Masters, в котором приняли участие 20 молодых выпускников художественных вузов, отобранных через открытый конкурс. Эксперты обучали их самопрезентации, формированию художественного позиционирования и стратегиям карьерного роста. Лучшие участники получили возможность представить свои работы на ярмарке «АРТ МОСКВА», где смогли пообщаться с галеристами и агентами.
В 2024 году программа вышла на новый уровень, став отдельным образовательным треком в партнерстве с Московским музеем современного искусства. Она охватила уже 60 участников, разделенных на два потока – для начинающих художников и молодых галеристов. Партнеры проекта, включая Ассоциацию галерей и доменную зону «АРТ», поддержали лучших участников. Например, пять галеристов получили финансирование для развития своих проектов.
С 2025 года «Арт.Практикум» будет проходить для резидентов «Московских мастерских», программа не только дает практические знания и навыки, но и открывает двери в профессиональное сообщество, помогая художникам находить партнеров и площадки для экспонирования.
Будет ли у резидентов возможность продолжить работу в мастерских после окончания четырехмесячного периода?
– Для каждого сезона набирается новый поток резидентов, тем самым давая возможность для участия разным представителям креативной индустрии. Заявки могут быть поданы повторно.
Помимо «Московских мастерских», какие еще проекты АКИ направлены на поддержку художников и креативных предпринимателей?
– Комплексной поддержкой арт-индустрии в столице занимается Агентство креативных индустрий. Для художников и галеристов проводится проект «Арт-сезоны», в рамках которого они бесплатно принимают участие в крупнейших ярмарках и маркетах современного искусства. Среди других проектов – курс «Креатус Онлайн», который знакомит слушателей с основами авторских прав, и практико-ориентированная программа «Арт.Практикум». Кроме того, в столице запущена программа переосмысления городской среды и общественных пространств с помощью современного искусства «Арт-фабрика» и ряд других спецпроектов от партнеров Агентства креативных индустрий Москвы.
Какие результаты вы ожидаете увидеть от проекта через год после его запуска?
– Наша главная цель – помогать столичной молодежи раскрыть творческий потенциал. В будущем хотелось бы увидеть воплощенные работы молодых художников на выставках, арт-пространствах и амбициозных проектах. В течение года планируем организовать две выставки, на которых будут представлены работы резидентов первых сезонов.