Андрей Бочкарев - о Стройкомплексе и годе больших свершений
Андрей Юрьевич, уходит в историю 2023 год. Каким он был для строительной отрасли Москвы? Удалось ли выполнить годовой план ввода недвижимости, в том числе по жилью?
– В течение года отрасль по-прежнему динамично развивалась по всем направлениям. Ни одна стройка в Москве не остановлена, ни от каких планов не отказались ни городской бюджет, ни частные застройщики. Годовой план ввода недвижимости перевыполнен, причем досрочно, ведь год еще не завершен. С января сдано более более 12,7 млн «квадратов», что в 1,5 раза больше запланированного. В том числе введено более 6 млн кв. метров жилья, что также превышает план, составлявший 4,8 млн кв. метров. Подавляющее большинство всего, что построено, – инвесторские проекты, это говорит о сохраняющейся привлекательности московского рынка недвижимости.
Какой объем ввода пришелся на объекты социальной инфраструктуры?
– Строительство объектов социальной инфраструктуры является одним из приоритетных направлений развития столицы, потому что только так можно создать для москвичей качественную и комфортную городскую среду. Поэтому темпов их ввода мы не снижаем. Сдано в эксплуатацию 116 объектов. В их числе 43 детских сада, 23 школы, шесть учебно-образовательных комплексов, 23 медицинских объекта, 19 – спортивного и два – культурно-просветительского назначения. Все они расположены в шаговой доступности от жилья и транспортных узлов. Кстати, план ввода детских садов, учебно-образовательных комплексов и спортивных сооружений в городе перевыполнен.
Какие важные для жителей города объекты здравоохранения и спорта появились в Москве в этом году?
– Среди крупных объектов здравоохранения хотел бы выделить лабораторно-диагностический центр в районе Тропарево-Никулино, подстанцию скорой помощи в Щербинке, детский корпус МКЦ в Коммунарке, флагманские центры ГКБ № 15 имени Филатова и ГКБ им. Боткина с Московским урологическим центром. Завершены основные работы по строительству лечебно-диагностического комплекса ИКБ № 1 на Волоколамском шоссе. Важно, что в разных районах столицы открылись после капитальной реконструкции поликлиники, где теперь есть все необходимые условия для получения многопрофильной качественной медицинской помощи, комфортные условия для пребывания пациентов и медперсонала. Знаковыми спортивными сооружениями стали новый корпус с бассейном для училища олимпийского резерва № 4 имени Гомельского на улице Лескова, футбольное поле в Зеленограде, реконструированный легендарный спорткомплекс «Москвич», новое здание академии спорта «Динамо», Ледовый дворец «Кристалл» в «Лужниках», Дворец спорта в Некрасовке, Ледовый дворец в районе Ясенево.
А как вы оцениваете темпы реализации программы реновации?
– Программа, которой в этом году исполнилось шесть лет, набирает обороты. Сегодня подобраны 602 стартовые площадки с общим градостроительным потенциалом порядка 10 млн кв. метров недвижимости. Часть домов там уже возведена, часть – строится и проектируется. Всего в рамках реализации программы в эксплуатацию ввели 290 домов, 268 из них передали под заселение. Возводится еще 230 домов и 204 проектируется. В новые квартиры переехали 120,4 тыс. москвичей, а в целом в процессе переезда 147,3 тыс. человек из 915 старых домов, 327 домов, из которых люди переехали в новостройки, снесено. Программа уже вышла на новый этап: дома строят не только на стартовых площадках, но и на месте снесенных домов.
В ближайшие годы темпы ее реализации ускорим, чтобы москвичи как можно быстрее улучшили свои жилищные условия.
Как реализуется программа импортозамещения в строительстве? Нашли ли отечественные аналоги импортным материалам и оборудованию?
– Хочу напомнить, что программу импортозамещения мы развернули давно, еще на фоне санкций 2014 года, поэтому сегодня отрасль на 95% не зависит от импорта. Кирпич, бетон, газобетон, арматура, металл, фанера, песок, цемент, пластик, кровля, окна, двери – всё производится у нас в стране, в том числе на московских заводах и предприятиях. Успешно конкурируют с турецкими и даже итальянскими аналогами и российские отделочные материалы, плитка, керамогранит. Потребности в части транспорта, техники и оборудования полностью обеспечивают российские и белорусские производители. Отечественными аналогами замещены монтажные и демонтажные стенды, диагностические и измерительные комплексы контроля различных параметров узлов и агрегатов, ранее завозимые из стран ЕС. Для нужд Стройкомплекса Москвы поставляются российские вентиляционное оборудование, силовые кабели с термостойкой изоляцией, чугунные тюбинги, эскалаторы и водонепроницаемая высокопрочная обделка для тоннелей метро. Ориентируемся на свои материалы и при разработке архитектурных решений и вариантов отделки станций метро. Кроме того, внедряем российские программные продукты для проектирования и организации среды общих данных: nanoCAD, Renga, CADLib, Pilot-IC и другие.
2023 год запомнится открытием сразу нескольких крупных транспортных объектов. Какие из них наиболее значимы для города и почему?
– Пожалуй, в современной истории города действительно не было такого, чтобы в один год ввели сразу несколько важнейших транспортных объектов. Это МЦД-3 и МЦД-4, МСД и абсолютно новая дорога – проспект Багратиона. Все они важны с точки зрения разгрузки города, формирования новых, более удобных и быстрых маршрутов перемещения по Москве, улучшения экологической ситуации. Но ключевым объектом, несомненно, является БКЛ, движение поездов по которой открылось в марте 2023 года. Это самое длинное в мире метрокольцо – 70 км, на котором расположена 31 станция. В шаговой доступности от них проживает более 1,2 млн человек. Более того, жителям других районов, чтобы попасть в соседние, теперь не надо доезжать до центра: пересадку на нужную ветку можно сделать гораздо быстрее на БКЛ. В итоге миллионы пассажиров стали экономить до 45 минут в день в поездках. Кроме того, БКЛ дала толчок к развитию прилегающих районов, куда активно идут инвестиции.
Метро у москвичей по-прежнему самый востребованный транспорт. В районы оно придет в будущем году?
– Хотел бы добавить, что помимо открытия в этом году БКЛ метро пришло в аэропорт Внуково и в район Северный: две станции – «Пыхтино» и «Аэропорт Внуково» – заработали на Солнцевском радиусе и три – «Яхромская», «Лианозово» и «Физтех» – на Люблинско-Дмитровской линии. В будущем году намерены завершить в Новой Москве строительство станции «Потапово», которая станет конечной на Сокольнической линии, а также первого участка новой
Троицкой линии от «ЗИЛа» до «Коммунарки», уже сейчас его строительство вышло на финишную прямую.
Ожидать ли в Москве в ближайшие годы масштабных проектов по строительству автомагистралей?
– В новых хордах и других крупных магистралях пока нет необходимости, мы ведь и так сделали большой рывок в этом направлении. Поэтому акцент делаем на завершении текущих масштабных проектов: Южной рокады, южного отрезка МСД, развязок на пересечении МКАД с Алтуфьевским шоссе и улицами Верхние Поля и Капотней и на развитии общественного транспорта. Дело в том, что прокладывать дороги в застроенном городе очень трудно с точки зрения организационной задачи: надо освобождать территории, выносить коммуникации. Но, разумеется, мы продолжим строить внутрирайонные дороги-связки: только в течение ближайших трех лет в столице проложим еще около 230 км новых дорог.
Какие знаковые объекты помимо транспортных будут построены в Москве в ближайшие годы? Поделитесь планами…
– Мы намерены завершить строительство лечебного комплекса детской больницы святого Владимира, лучевого корпуса больницы в Коммунарке, кампуса МГТУ имени Баумана, реконструировать Дворец спорта «Лужники» и кинотеатр «Полярный». Самым грандиозным объектом, который украсит Москву и будет иметь огромное значение для всей страны, станет
Национальный космический центр.