Аплодисменты, аплодисменты

Аплодисменты, аплодисменты

Аплодисменты, аплодисменты
Аплодисменты, аплодисменты
Москва – один из самых театральных городов мира, и власти столицы поддерживают этот статус. С 2010 года в Москве построили, реконструировали и отреставрировали около 40 театров. Но самым значимым событием стало завершение в 2011-м реконструкции и реставрации исторической сцены Большого театра.

Большой театр – одна из крупнейших и авторитетных музыкальных площадок мира. Она стала главной сценой для звезд мирового балета – Семёновой, Лепешинской, Улановой, Плесецкой. В разные годы здесь пели Шаляпин и Архипова, Образцова и Вишневская. Поставлено в общей сложности более 800 спектаклей. Между тем история Большого – почти непрерывный цикл перестроек. За годы существования он пережил четыре пожара и четыре реконструкции. Днем рождения театра принято считать
17 (28) марта 1776 года, когда князь Петр Васильевич Урусов получил высочайшее соизволение императрицы Екатерины II «содержать всякого рода театральные представления».

А свой нынешний облик театр получил после крупнейшего пожара 1853 года. Здание, воссозданное по проекту архитектора Альберта Кавоса, приняло первых зрителей 20 августа 1856 года – в дни коронации Александра II. Однако и этот проект не был долговечным. Дело в том, что элементами несущих стен здания стали фрагменты прежней кладки. Из-за сочетания старых и новых фундаментов и увеличившейся на них нагрузки осадка здания оказалась неравномерной. В нем появились трещины, начались перекосы и просадки. В 1895 и 1898 годах были организованы работы по подводке фундаментов, которые временно приостановили разрушения. Но в 1921 году состояние полукольцевой стены зрительного зала стало катастрофическим. Появились трещины по всей высоте. Тогда архитектор и инженер Иван Рерберг подвел под зрительный зал бетонную плиту на центральной опоре. Зрительный зал удалось сохранить, но бетон значительно испортил акустику.

И наконец, самая масштабная реконструкция и реставрация театра, в результате которой его площадь увеличилась в два раза, началась в 2005 году. Задачей было не только вернуть исторический облик зданию, но и обеспечить комфортное существование возросшему коллективу театра.

Ход работ на объекте курировал первый заместитель мэра, руководитель Комплекса градостроительной политики, развития и реконструкции города Владимир Ресин. «Когда историческое здание закрывали на реконструкцию, оно было в очень плохом состоянии. По оценке экспертов, износ составлял 70%. А когда вскрыли стены, то выяснилось, что состояние здания даже хуже, чем предполагалось. И это неудивительно, так как театр стоит на очень сложных грунтах, а рядом под землей протекает река Неглинка. Поэтому сначала под Большой подвели 7 тыс. временных металлических свай и одновременно начали строить для него новый фундамент. В итоге проблему устойчивости здания решили раз и навсегда», – напомнил Владимир Ресин.
Работы велись шесть лет. Вместо старых скрипучих полов, уложенных в советское время, строители воссоздали оригинальный мозаичный пол. Большое императорское фойе (бывший Бетховенский зал) было знаменито настенными шелковыми панно. Их несколько лет восстанавливали в Московской научно-реставрационной мастерской, установили вазы, исчезнувшие с балюстрад в советские времена. Стенам зала был также возвращен их изначальный позолоченный лепной декор, в том числе вензеля Николая II и кессоны с розетками. Всего на украшение исторических интерьеров Большого ушло около 50 кг сусального золота. Возросшие потребности в дополнительных помещениях решили за счет подземных этажей, которых под зданием Большого и Театральной площадью построили шесть, углубив театр на 26 метров. В результате его площадь увеличилась с 40 до 80 тыс. кв. метров.

Сегодня это один из самых технически оснащенных театров мира. Из новшеств стоит отметить компьютеризированную сцену с семью платформами, что позволяет делать ее ступенчатой и объемной, в автоматическом режиме менять декорации. По замыслу Альберта Кавоса, зрительный зал был построен по принципу музыкального инструмента: деревянные полы, панели стен, перекрытия и деревянная же обшивка потолка, оригинальная конструкция плафона-деки из прямоугольных деревянных щитов. Все было полностью восстановлено и выполнено из резонансной ели, которая способствует значительному улучшению акустики.
Правда, кресел в зрительском зале стало меньше – вместо 2185 теперь их 1740, как было в конце XIX века. Они копия прежних и также прошли акустические испытания. А из любой точки зала идеальный обзор. Для достижения такого результата проектировщики изменили угол наклона зрительских мест до семи градусов.

Была расширена и оркестровая яма, которая вместо 100 музыкантов теперь вмещает 137. А на пятом этаже, где прежде был репетиционный зал с низкими потолками, сейчас современное помещение с высотой стен около шести метров. Восстановлен и главный занавес сцены. Он соткан в Италии из гобелена, имитирующего шелк, с использованием золотых нитей. Правда, вместо советской символики на нем теперь вышито слово «Россия».

Теги: #